Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов России: Архангельск

Иван, Петр и Екатерина

Первое упоминание о первогороде на месте нынешнего Архангельска — Михайло-Архангельском монастыре, расположенном на мысе Пур-Наволок в устье Северной Двины, в 50 км от ее впадения в Двинскую губу Белого моря — датировано 1419 годом (тогда обитель была опустошена норвежцами-мурманами). В 1553 году возле другого монастыря — Николо-Корельского, что на острове Ягры (ныне — территория Северодвинска) — были построены пристань и лабазы для морской торговли с Англией и Голландией. 

Дальше — больше: в 1583 году, в связи с угрозой нападения Швеции, Иван Грозный издал указ о строительстве на мысе Пур-Наволок «города для корабельной пристани». Вскоре здесь появился деревянный город, острог и порт, официально открытый для захода иностранных морских судов. Поселение получило название Новохолмогоры, затем сменившееся на Архангельск.

В 1693 году Архангельск посетил молодой царь Петр I. Этот визит имел историческое значение не только для Архангельска, но и для всей России — именно тогда 21-летний Петр впервые в жизни вышел в море. Более того, идя на специально построенной пушечной яхте, государь сопроводил караван голландских купеческих судов до горла Белого моря, а затем на верфи Среднего Соломбальского острова заложил первый русский торговый корабль «Святой Павел».

В 1702 году на Северной Двине, по обе стороны фарватера, впервые в России было установлено навигационное оборудование — лоц-бочки (буи). На острове Мудьюг, у входа в устье, была возведена маячная башня с лоцманским домиком, а в порту началось строительство удобных пристаней.

В 1718 году Петр I, ранее существенно поднявший статус Архангельска, совершил обратное действие — желая укрепить новую российскую столицу, перенес практически всю морскую внешнюю торговлю из Архангельска в Санкт-Петербург. Соответственно, грузоперевалка в порту Архангельска сократилась до минимума. Частично этот упадок был компенсирован возобновлением строительства на архангельских верфях военных кораблей и открытием на Соломбале адмиралтейской школы.

В 1762 году, в первый же год правления Екатерины II, молодая императрица восстановила историческую справедливость и уравняла в торговых правах порты Архангельска и Санкт-Петербурга; как следствие, количество кораблей, прибывавших в северную гавань, в течение короткого времени увеличилось в 10 раз.

Новый этап экономического подъема Архангельска связан с наполеоновскими войнами — в 1807–1813 годах в связи с континентальной блокадой Великобритании Архангельск оставался единственным российским портом, принимавшим иностранные суда. 

Конец XIX века для Архангельской гавани ознаменовался углублением судоходных фарватеров на реке Северная Двина и в рукавах Маймакса и Никольский, а также прокладкой узкоколейки, давшей мощный импульс развитию порта.

От войны до войны

Во время Пермской Мировой войны, когда Архангельск был фактически единственным открытым портом в европейской части России (Питер был в морской блокаде, а Мурманск только строился), в северной гавани ударными темпами были созданы сразу три новых грузовых района — Бакарица, Экономия (аванпорт) и Левый берег. Через них в Россию пошли основные военные поставки от союзных держав Антанты. Тогда же завершились переоборудование железной дороги до Вологды на широкую колею и очередной этап механизации портового хозяйства: в канун революции в гавани работали 36 стационарных и передвижных кранов, а также мощная ледокольная флотилия из 16 (!) судов. 

Эти безусловные успехи были омрачены одной из самых страшных трагедий в истории российских портов — 26 октября 1916 года на рейде Бакарицы взорвался пароход «Барон Дризен»; погибло более 600 человек. 

В годы Гражданской войны, с августа 1918 по февраль 1920 года Архангельск находился под контролем Белой армии и англо-американского экспедиционного корпуса Антанты (об этом историческом эпизоде напоминает английский танк Mark, установленный в центре города). После восстановления советской власти архангельский порт быстро достиг довоенного уровня грузооборота, основу которого составил экспорт древесины.

В 1938-1941 годах, в ходе реконструкции порта, на острове Мосеев и в Экономии появилось обширное угольное хозяйство — главная угольная база, оснащенная тельферными погрузочно-разгрузочными механизмами, а также угольный причал для зимней бункеровки. Кроме того, в Бакарице был создан специализированный участок для обслуживания арктического ледокольного, научно-исследовательского и вспомогательного флота.

По следам «Дервиша»

С началом Великой Отечественной войны Архангельский порт снова приобрел стратегическое значение для обороны страны. В июле 1941 года английское правительство объявило об оказании военно-технической помощи СССР в форме ленд-лиза (вскоре аналогичное решение было принято в США), и уже 31 августа в Архангельск прибыл первый союзный конвой Dervish, состоявший из шести английских и одного голландского судна, загруженных стратегическим сырьем, военным инвентарем, боеприпасами, топливом и разобранными истребителями Hurricane. Караван сопровождался солидным военным эскортом из 16 кораблей британского ВМФ. 

Вскоре было издано постановление правительства СССР о повышении эффективности работы Архангельской гавани, в связи с чем сюда был командирован Яков Бейлинсон, начальник Ленинградского порта и крупный специалист по организации и механизации портового хозяйства. Наладив бесперебойную обработку ленд-лизовских грузов и получив за это орден Ленина, Бейлинсон был переведен в Мурманск, где требовалось решить аналогичную задачу(см. материал «Ворота Арктики»), а затем в иранский порт Бендер-Шах на Каспии, через который пролегал южный маршрут ленд-лиза (см. материал «Галопом по Каспию»).

Учитывая критическую значимость Архангельского порта, в военные годы здесь были построены значительные производственные мощности — нефтебаза с нефтепирсом, насосной и парогенераторной станциями, железнодорожная ветка Экономия – Исакогорка, 5 причалов, склады общей площадью 3200 кв. м, административная контора, ремонтно-механические мастерские, а также социальные объекты — общежитие, столовая, клуб и баня. По ленд-лизу поступило современное портовое оборудование — портальные, железнодорожные, гусеничные и плавучие краны.

В марте 1942 года постановлением Совнаркома (правительства) Архангельскому порту на правах грузового района был передан Молотовский (Северодвинский) порт, способный принимать суда осадкой до 8,5 метров.

Всего с августа 1941 по январь 1944 года Архангельск принял 12 северных конвоев, причем половина этого количества пришлась на самый тяжелый год войны — 1941-й. Несмотря на постоянные бомбежки противника, Архангельский порт, надежно защищавшийся войсками ПВО, ни на день не прервал свою работу.

Символ на купюре

В 1951 году морской порт Архангельска постановлением правительства СССР был включен в список портов, открытых для захода иностранных судов. В 1959 году началась масштабная реконструкция Бакарицы, в 1971-м – Экономии. В мае 1972 года в гавани Архангельска был открыт объединенный морской и речной вокзал для обслуживания пассажирских и туристических судов. Здание стало одним из символов города, а спустя четверть века появилось на 500-рублевой купюре. Что касается модернизации порта, то наибольший объем работ был произведен на Экономии, где реновация заняла более 20 лет, завершившись уже в постсоветское время, в 1992 году, вводом в эксплуатацию 180-метрового причала для обработки генеральных грузов.

Сегодня Архангельский порт — основная база Северного пароходства, выполняющего грузовые и пассажирские перевозки по Белому, Баренцеву и Карскому морям (до Мурманска, Диксона, Онеги, Мезени, Кандалакши и портопунктов Новой Земли), по Северному морскому пути до Анадыря и Петропавловкса-Камчатского, а также на заграничных маршрутах. 74 причала общей длиной 9 км позволяют принимать суда осадкой 9 м и длиной 190 м. 

Площадь территории порта — 215 га, акватории — 1,1 тыс. кв. км; площадь крытых складов — 135 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок — более 500 тыс. кв. м. Основные грузы — лесоматериалы, целлюлоза, картон, бумага, уголь, машины и оборудование, металлы, продовольственные товары, контейнеры, удобрения, генеральные, насыпные, навалочные и наливные (нефть и нефтепродукты) грузы. Годовой грузооборот — 12 млн тонн (фактически — втрое меньше), мощность нефтеналивного терминала, принадлежащего «Роснефти» — более 5 млн тонн в год (фактически — 1 млн тонн в год). 

Порт принимает активное участие в реализации арктических нефтегазовых проектов, включая строительство СПГ-порта Сабетта (см. материал «На краю земли») и нефтедобывающей платформы «Приразломная». 

В 2015 году Архангельский порт расширился — статус его внешнего рейда получил участок акватории в бухте Северная на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа); это самый северный в мире портопункт, расположенный на 81-й широте. 

Транспортная стратегия России предусматривает дальнейшее развитие гавани, включая, в частности, строительство в 100 км севернее Архангельска нового глубоководного порта на мысе Куйский, в устье реки Куя. Здесь можно будет принимать суда класса Panamax осадкой до 14,5 м и дедвейтом до 75 тыс. тонн; проектная мощность порта составит 38 млн тонн, включая 10 млн тонн нефтегазовых наливных грузов. 

Григорий Волчек