Обзор каспийских нефтеналивных портов: Россия 

Черная икра и «черное золото»

Согласно общепризнанной точке зрения, первое упоминание Астрахани (Хаджи-Тархана) в письменных источниках встречается в записках арабского путешественника Ибн-Баттуты, который посетил этот город в 1333 году.

Находясь на пересечении торговых путей, город быстро стал центром транзитной торговли Золотой Орды, находящимся на караванном пути Восток — Запад. 

В 1395 году город захватили, разграбили, подожгли и разрушили войска Тимура. 

В 1554 году, при Иване Грозном, Астраханское ханство было ассоциировано с Россией, а спустя два года присоединено к ней. Вскоре в центре города были сооружены каменные стены с башнями, ставшие основой знаменитого Астраханского кремля. Город приобрел значение ключевого пункта на волжско-каспийском торговом пути, а также форпоста среди беспокойного кочевого населения. Кроме того, в окрестностях Астрахани велась масштабная добыча минеральной соли и промысел особо ценной «белой рыбы» — осетровых, а также черной икры. 

В 1671 году Астрахань стала последним оплотом масштабного народного восстания (крестьянской войны) под руководством Степана Разина. 

Указом Петра I от 22 ноября 1717 года была образована Астраханская губерния, примерно совпадавшая с современными границами Приволжского федерального округа. Соответственно, Астрахань получила статус губернского города. 

Летом-осенью 1919 года на подступах к Астрахани велись ожесточенные бои Гражданской войны. С 1920 по 1928 годы город был столицей Калмыцкой автономной области. Затем Астрахань административно входила в состав Нижне-Волжской области (края) с центром в Саратове, с 1934 года — в состав Сталинградского края (области). 27 декабря 1943 года была образована Астраханская область с центром в Астрахани. В время Великой Отечественной войны Астрахань находилась в ближнем тылу, являясь местом концентрации эвакогоспиталей и важнейшим перевалочным пунктом по транспортировке ГСМ с Кавказа и западного Прикаспия в центральные и западные регионы страны, а также в действующую армию. 

Астраханский порт основан в 1722 году на Кутумовой реке (один из рукавов волжской дельты), а позднее перенесен на берег главного русла Волги. В 1857 году на территории порта был построен механический завод с 13 мастерскими, а затем введен в эксплуатацию плавучий деревянный док для ремонта судов. В конце XIX века сформировались современные контуры причальной линии. В 1960 года морской торговый порт и речной порт Астрахани были объединены. 

Современный астраханский порт расположен в Трусовском районе города на правом берегу Волги. В гавани имеются 26 причалов глубиной от 4 до 6 м. Общая длина причального фронта составляет 3,6 км, площадь акватории — 54 кв. км, при этом территория порта вытянута на 100 км вдоль устьевой части Волги и Волго-Каспийского морского судоходного канала. Пропускная способность грузовых терминалов гавани — 10 млн тонн в год, основные грузы — сельхозпродукция, стройматериалы, нефть и нефтепродукты. В акватории порта находятся верфи и стапеля Астраханского судостроительного производственного объединения и группы компаний «Каспийская энергия», производящие суда, опорные основания, морские платформы и оборудование для шельфовой нефтегазодобычи.

«Топорик» в дельте

Оля — одно из старейших рыбацких сел в дельте Волги; расположено на правом берегу одного из ее рукавов — Бахтемира. Слово «оля» — калмыцкого происхождения — так называется небольшой топорик (село находится на острове похожей формы). Административно входит в состав Лиманского района Астраханской области.

В 1992 году в соответствии с указом президента РФ в Оле организованы торговый порт, пограничный и таможенный посты, а также передислоцирована часть Каспийской флотилии. В 1996 году к порту подведена автомобильная дорога, в 2004 — железная дорога (ветка от станции Яндыки). В 1997 году первая очередь порта введена в эксплуатацию, в 2000 году открыто регулярное паромное сообщение с портами Туркменбаши (Туркмения) и Энзели (Иран). 

Акватория порта Оля, начинающая на 67-м километре Волго-Каспийского морского судоходного канала, по сути, является продолжением астраханской гавани. В порту в круглогодичном режиме работают 10 причалов с общей длиной причального фронта 1,6 км и пропускной способностью 4 млн тонн в год. Максимальная осадка заходящих в порт судов — 4,5 м, длина — 135 м. Основные грузы — металлопрокат (заготовка, арматура, сталь в рулонах), пиломатериалы, паллетизированные грузы, биг-бэги (удобрения, цемент, химическая продукция), навалочные грузы (кокс, уголь, чугун, ферросплавы), зерно, растительное масло, машины и оборудование, крупнотоннажные и длинномерные грузы, контейнеры, нефть и нефтепродукты. 

Концепция развития порта Оля предусматривает строительство второго грузового района с проектным грузооборотом 26 млн тонн в год.

Крепость на холмах

Нынешняя Махачкала была основана в 1844 году на холмистом взгорье Анжи-Арка как Петровское укрепление. Это название связано с тем, что во время Персидского похода 1722 году на этом месте находился лагерь русской армии под командованием Петра I. 

Поселение быстро развивалось, тем более, что совсем рядом находился Тарки — торговый город на караванном пути в Дербент. В 1857 году Петровское укрепление стало городом Петровск.Вскоре была построена искусственная гавань и порт, а в 1896 году проложена железная дорога до Ростова-на-Дону и Баку, после чего город начал интенсивно развиваться. В 1914 году в Петровске был построен небольшой НПЗ, а спустя год пущена в эксплуатацию железнодорожная линия Петровск — Темир-Хан-Шура, соединившая город с нагорным Дагестаном. 

Во время Гражданской войны, в 1918-1920 годах, город удерживался антибольшевистскими силами и назывался Шамиль-кала в честь имама Шамиля. В 1921 году город переименован в Махачкалу в честь Магомед-Али Дахадаева, одного из организаторов советской власти в Дагестане. «Махач» — сокращенная форма имени Магомед, «кала» означает «крепость». 15 декабря 1923 года Махачкала стала столицей Дагестанской АССР. Интересно, что на картах 1920-х годов наряду с Махачкалой указывалось и «народное» название города — Анжи (сейчас так называется популярный футбольный клуб). 

Махачкалинский международный морской торговый порт — единственная незамерзающая российская гавань на Каспии. Порт был открыт в 1870 году. В годы Великой Отечественной войны махачкалинская гавань стала одним из главных транспортных узлов, через которые бакинские нефтепродукты и другие необходимые ресурсы из Закавказья и Средней Азии поступали на фронт (в 1945 году в порту было обработано свыше 3 млн тонн нефти и нефтепродуктов). 

После распада Советского Союза практически весь транспортный и вспомогательный флот Каспийского пароходства, в состав которого входил махачкалинский порт, остался на территории Азербайджана; объемы перевалки грузов существенно снизились. Тем не менее, после масштабной реконструкции порт возродился; здесь появились новые мощности, включая причалы для автомобильных и железнодорожных паромов на регулярных линиях сообщений с портами Актау (Казахстан), Туркменбаши (Туркмения) и Амирабад (Иран).

Основные грузы, обрабатываемые в гавани — генеральные, навалочные (зерно, минералы и стройматериалы), наливные (нефть и нефтепродукты), а также контейнеры. В оперативном управлении порта находятся 18 транспортных судов общим дедвейтом 90 тыс. тонн, в том числе паромы типа «Махачкала-1» вместимостью 52 железнодорожных вагона каждый. Порт принимает суда длиной до 150 м и осадкой до 10 м. Суммарный грузооборот — 7 млн тонн в год; планируется увеличение пропускной способности порта до 15 млн тонн в год, в том числе по нефтеналивным грузам — до 10 млн тонн в год. 

Махачкалинская нефтегавань включает пять специализированных причалов для перевалки нефти и нефтепродуктов мощностью 8 млн тонн в год. Терминал может принимать одновременно до 5 танкеров дедвейтом до 13 тыс. тонн и осадкой до 6,5 м. В непосредственной близости к нефтегавани расположена самая крупная на Северном Кавказе нефтебаза с емкостью резервуарного парка 540 тыс. кубометров единовременного хранения. Нефтебаза, соединенная с магистральным трубопроводом Баку — Новороссийск, имеет развитую инфраструктуру, включающую железнодорожную эстакаду налива и слива, позволяющую одновременно обрабатывать до 40 вагонов-цистерн. Здесь же находится и НПЗ «Дагнефтепродукт» мощностью переработки до 1 млн тонн нефти в год; предприятие производит бензин, керосин, дорожный битум, дизельное, судовое и котельное топливо. 

Григорий Волчек