Как и на Балтике, основные нефтеналивные порты в российской арктической зоне возникли сравнительно недавно, в постсоветский период. Сегодняшний рассказ — о самых северных нефтяных терминалах России и мира. 

Варандей: инженерное чудо 

Для детального геологического исследования обширной, суровой и труднодоступной Тимано-Печорской провинции потребовалось больше века. Зато когда в 70-е годы основные богатства Тимано-Печоры были найдены, описаны и оконтурены, результаты огромной работы нескольких поколений российских/советских геологов поразили воображение — на территории провинции были открыты более 180 месторождений нефти и газа с совокупными извлекаемыми запасами 2,4 млрд тонн углеводородов! 

Увы, добыча здесь по сравнению, скажем, с Западной Сибирью, была существенно осложнена горно-геологическими и природно-климатическими условиями (например, непроходимыми болотами глубиной более 10 метров). Очень трудной задачей являлась и организация транспорта добытой нефти.

Эффективная логистическая схема была разработана только в середине 90-х годов специалистами ЛУКОЙЛа. Эта схема предполагала использование инфраструктурных возможностей поселка Варандей, расположенного в Ненецком автономном округе на побережье Баренцева моря.

Поселок, название которого в переводе с ненецкого языка означает «край земли», был основан в первой половине 1930-х годов как база оседлости местных оленеводов. В начале 1970-х годов поселок стал опорным пунктом Варандейской нефтегазоразведочной экспедиции, здесь были построены аэропорт и морской порт.

В конце 90-х годов ЛУКОЙЛ начал разработку находящихся вблизи поселка месторождений — Медынского, Тобойского и Мядсейского; позднее в дальних окрестностях Варандея возник крупный Южно-Хыльчуюский нефтепромысел. В 2000 году для вывоза добытой нефти в 4 км от Варандея ЛУКОЙЛ построил временный морской терминал мощностью до 1,5 млн тонн в год. Терминал был соединен с береговыми резервуарами подводным дюкером, принимал танкеры дедвейтом до 20 тыс. тонн и позволял осуществлять круглогодичную перевалку нефти на экспорт. 

Спустя 8 лет в связи с ростом нефтедобычи в регионе ЛУКОЙЛ построил новый, значительно более мощный терминал. Морской ледостойкий причал был произведен в Калининграде, на принадлежащем ЛУКОЙЛу заводе металлоконструкций, а затем отбуксирован в район Варандея и установлен в 22 км от берега, в глубоководной зоне при глубине моря 17 м. 

Причал представляет собой сложнейший крупногабаритный инженерный объект высотой более 50 метров и общим весом более 11 тыс. тонн. Конструкция, опирающаяся на 24 сваи, состоит из двух частей — опорного основания с жилым блоком на 12 человек и технологическими системами и поворотного швартово-грузового устройства со стрелой и вертолетной площадкой. Нефть загружается в носовую часть танкеров при помощи гибкого шланга. 

Восьмигранная форма опорного основания рассчитана так, чтобы выдержать максимально высокую ледовую нагрузку. Причал соединен с берегом двумя нитками подводного трубопровода диаметром 820 мм (нефтепровод сделан двухтрубным по соображениям экологической безопасности: в такой системе меньше рабочее давление и, следовательно, меньше риск утечки). 

Уникальный объект пропускной способностью 12 млн тонн нефти в год функционирует круглогодично. Танкеры-челноки дедвейтом 70 тыс. тонн вывозят нефть из Варандея в Мурманск, на рейдовый накопитель «Кола», для дальнейшего экспорта. В штатном режиме загрузка одного танкера длится около 12 часов. 

В целом в комплекс Варандейского терминала, помимо причала, входят межпромысловый нефтепровод протяженностью 158 км, береговой резервуарный парк емкостью 325 тыс. кубометров (все резервуары имеют двойные стенки для исключения разливов нефти), насосная станция, энергетические и вспомогательные объекты, портофлот (ледокол «Варандей» и многоцелевое буксирное судно «Тобой»), а также вахтовый поселок. 

В резервуарах поддерживается постоянная температура +50 градусов (нефть подогревают, чтобы предотвратить ее застывание). Резервуарный парк построен на вечной мерзлоте, на песчаной подушке толщиной 2,5 м, которая всегда находится в замороженном состоянии – это обеспечивают более полутысячи холодильников (их запускают летом, когда среднесуточная температура воздуха поднимается выше +5 градусов). Такие сооружения являются уникальными для Арктики. 

Терминал, как и все другие морские и прибрежные сооружения ЛУКОЙЛа, работает по принципу нулевого сброса: все производственные и бытовые отходы собираются в специальные контейнеры и вывозятся на специальные полигоны для последующей утилизации.

Варандейский терминал занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый северный круглогодично действующий нефтяной терминал в мире. 

«Ворота Арктики»

В конце 1964 года на Новопортовской площади близ восточного побережья полуострова Ямал (Обской губы), в 250 км к северу от Надыма было открыто крупное нефтегазоконденсатное месторождение с извлекаемыми запасами более 250 млн тонн нефти и газового конденсата, а также более 320 млрд кубометров природного газа. 

Спустя 20 лет месторождение было разбурено и оконтурено, но его промышленное освоение началось еще только через 30 лет. Огромный полувековой интервал между открытием Новопортовского и его вводом в эксплуатацию объясняется, прежде всего, удаленностью месторождения от «Большой земли» и экстремальными природно-климатическими условиями: толщина вечной мерзлоты достигает здесь 400 метров, годовая амплитуда температур — от +30 до -55 градусов, скорость ветра — до 40 м/с; лето длится около трех месяцев, и все это время сильно заболоченная тундра непроходима для автомобильного транспорта.

Тем не менее, при оптимальной логистической схеме нефтедобыча здесь эффективна ввиду больших запасов и дебитов, а также высокого качества нефти — легкой и малосернистой. Кроме того, на побережье Обской губы еще с 30-х годов имелась минимальная инфраструктура — село Новый Порт с постоянным населением, факторией товарообмена, причалом, рыбоконсервным заводом и крупным вечномерзлотным рыбохранилищем.

В 2012 году «Газпром нефть», оператор разработки Новопортовского месторождения, запустил промысел в опытную эксплуатацию с использованием сухопутной схемы доставки сырья — автоцистернами по 200-километровому зимнику до железнодорожной станции Паюта, а затем по рельсам до Усинского НПЗ в Республике Коми. При этом было очевидно, что наиболее рентабельный вид транспортировки — морской. 

Соответственно, от промысла до побережья (до села Мыс Каменный, где исторически располагалась Заполярная геофизическая экспедиция) был проложен 100-километровый нефтепровод. В 2014 году на приемо-сдаточном пункте в Мысе Каменном был загружен первый танкер, спустя полгода была осуществлена зимняя отгрузка нефти (двухметровый пресноводный лед был взломан атомным ледоколом), а спустя еще год президент России Владимир Путин в ходе телемоста пустил в эксплуатацию выносной точечный терминал башенного типа «Ворота Арктики».

Терминал, расположенный в акватории Обской губы в 3,5 км от Мыса Каменного, имеет внушительные размеры: ширина — 78 м, высота — 80 м (как 32-этажный дом; несколько нижних «этажей» высотой 17 м находятся под водой) и стоит на 12 сваях, вбитых в вечную мерзлоту на глубину 85 м. 

Комплекс терминала, помимо нефтеналивного причала-башни (кстати, работающего с дистанционным управлением, без персонала), включает подводный и сухопутный двухниточный нефтепровод общей протяженностью более 10 км, резервуарный парк, насосные станции с системой защиты от гидроударов, автоматизированную систему безопасности и защиты от разливов. Все это обширное хозяйство работает по системе нулевого сброса.

Терминал мощностью более 8,5 млн тонн нефти в год работает круглогодично. Экспортный сорт нефти получил название Novy Port. Ценный груз везут по Северному морскому пути в Европу шесть «аккредитованных» танкеров ледового класса Arc7 серии «Штурман». Все они построены на российских верфях и имеют одинаковые параметры: дедвейт — 42 тыс. тонн, длина — 248 м, ширина — 34 м, осадка — 9,5 м. Без ледокольной проводки эти мощные суда могут преодолевать лед толщиной до 1,8 м; в более сложных ледовых условиях на помощь приходят ледоколы «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий».

Григорий Волчек

Окончание следует