Саудовская Аравия ввела в строй экспортный терминал мощностью в 3 млн баррелей н. э. в сутки

Государственная компания страны Saudi Aramco запустила в эксплуатацию модернизированный терминал Южный Янбу (Yanbu South) на побережье Красного моря. Терминал предназначен для отгрузки легких сортов добываемой в стране нефти — Arabian Light и Arabian Super Light. По информации Saudi Aramco, запуск Южного Янбу вывел экспортные мощности Саудовской Аравии на уровень в 12,5 млн баррелей н. э. в сутки. Компания анонсировала модернизацию еще одного терминала на побережье Красного моря (Muajjiz), запуск которого увеличит этот потенциал до 15 млн баррелей н. э. в сутки.

Предполагается, что введение в эксплуатацию терминалов на побережье Красного моря направлен на смягчение последствий возможного перекрытия экспорта в Ормузском проливе, в случае ухудшения ситуации вокруг Ирана на фоне повторного введения санкций в отношении этой страны со стороны Соединенных Штатов. Через Ормузский пролив в настоящее время идут основные экспортные потоки нефти из Ирана, Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта и Ирака (порядка 18,5 млн баррелей сырой нефти, конденсата и нефтепродуктов в сутки). 85% из этих поставок приходится на импорт в АТР: Китай, Индию, Японию и Южную Корею.

У Саудовской Аравии и ОАЭ есть альтернативные маршруты, позволяющие частично решить проблему возможной блокировки поставок в этом направлении, и предполагающие экспорт через Баб-эль-Мандебский пролив. Однако летом этого года Саудовская Аравия временно приостанавливала поставки по этому направлению. По информации властей КСА, два танкера с экспортируемой из страны нефтью были атакованы в Красном море у берегов Йемена хуситами. Саудовская Аравия ведет военную операцию в соседней стране с 2015 г. Поставки по этому маршруту также не могут считаться безопасными.

Но в текущих условиях давления США на ОПЕК с целью увеличения производства нефти и ее поставок на мировые рынки, Саудовской Аравии важно сейчас продемонстрировать готовность к наращиванию экспортных мощностей. Министр энергетики КСА Халед аль-Фалех в интервью ТАСС, заявил о фактической добыче в этой стране в 10,7 млн баррелей н. э. в сутки и свободных производственных мощностях в 1,3 млн баррелей н. э. в сутки. «Добыча Саудовской Аравии в октябре составляет 10,7 млн баррелей в сутки. Могу сказать, что при необходимости мы можем дойти и до 12 млн баррелей в сутки. В этом я могу вас заверить. Но если с рынка исчезнет 3 млн баррелей, мы не сможем возместить этот объем. Поэтому мы должны использовать складские запасы нефти», — рассказал Фалех ТАСС.

На этом фоне роста геополитической напряженности, а также уступок США со стороны КСА и России, наращивающих добычу нефти, очевидны и другие цели Саудовской Аравии, заставляющие ее расширять мощности экспортных терминалов. Saudi Aramco последовательно увеличивает инвестиции в нефтехимические и перерабатывающие мощности как внутри страны, так и на других рынках. Главными направлениями поставок нефти с этой целью станут Китай и Индия. В октябре стало известно, что Saudi Aramco претендует на покупку доли на одном из нефтеперерабатывающих заводов на Востоке КНР, а в сентябре крупнейшая ближневосточная нефтехимическая компания Sabic договорилась о строительстве в Китае крупнейшего нефтехимического комплекса. Кроме того, Saudi Aramco и Abu Dhabi National Company подписали соглашение в июне об инвестициях в 44 млрд долларов в новый нефтеперерабатывающий комплекс в Индии. Тогда как Sabic изучает возможности строительства нефтехимического комплекса на западном побережье Саудовской Аравии (стоимостью в 20 млрд долларов) с прицелом на огромный рынок Африки, где, согласно прогнозам, ожидается значительный рост спроса на нефтепродукты. Таким образом КСА будет реализовывать стратегию на интегрированное доминирование на рынках нефти и нефтепродуктов, о которой было заявлено в недавнем интервью наследного принца Мухаммеда бен Салмана.

Мария Кутузова