Оператор проекта Exxon Neftegas (с долей участия 30%) завершил бурение с платформы «Орлан» на месторождении Чайво в Охотском море самой протяженной скважины в мире. Длина скважины с горизонтальным окончанием составляет 15 км, что на сегодняшний день является мировым рекордом.

Как сообщает партнер по проекту — «Роснефть», новая скважина относится к категории сверхсложных: индекс сложности по Directional drilling index (DDI) составляет 8,0 пунктов, отход от вертикали составляет 14,129 км. «Роснефти» принадлежит 20% в «Сахалин-1» (участвует в проекте через дочерние «Сахалинморнефтегаз-Шельф» — 11,5 % и «РН-Астра» — 8,5%), среди других партнеров по проекту — японская Sodeco (30%), индийская ONGC (20%).

В настоящее время эксплуатационный фонд нефтяных скважин на месторождении Чайво включает более 40 скважин, многие из которых пробурены с рекордными показателями по протяженности, длине горизонтального участка и скорости проходки. С момента начала буровых работ в 2003 г., консорциумом «Сахалин-1» пробурено 9 из 10 самых протяженных в мире скважин. С 2013 г. на проекте установлено пять рекордов по бурению скважин с самой большой в мире глубиной. Так, в апреле 2015 г. пробурена эксплуатационная скважина О-14, длина которой составила 13,5 км, в апреле 2014 г. закончена скважина Z-40 длиной 13 км, в апреле и июне 2013 г. — скважины Z-43 и Z-42 длиной 12,45 км и 12,7 км соответственно.

Как отмечают в «Роснефти», бурение скважин с большим отходом позволяет сокращать затраты на строительство дополнительных морских сооружений, трубопроводов и прочих элементов промысловой инфраструктуры, а также снижает воздействие на окружающую среду благодаря сокращению площади участков ведения буровых и добычных работ. Скорость проходки скважин с большим отходом от вертикали на проекте «Сахалин-1» одна из наиболее высоких в мире благодаря современным и эффективным технологиям. Так, технология Fast Drill, как сообщает «Роснефть», сочетает в себе высококачественное моделирование физических параметров бурения со структурированным подходом к проектированию скважин.

«Сахалин-1» — первый масштабный российский шельфовый проект, реализуемый в Российской Федерации на условиях соглашения о разделе продукции, включает в себя освоение трех морских месторождений: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных на северо-восточном шельфе о. Сахалин. Является одним из крупнейших проектов в России с прямыми иностранными инвестициями. В 2016 г. проект «Сахалин-1» отметил 20 летний юбилей: в 1996 г. вступило в силу СРП, подписанное в 1995 г. правительством Российской Федерации и администрацией Сахалинской области с международным консорциумом. Извлекаемые запасы трех месторождений в рамках проекта составляют 307 млн т (2,3 млрд баррелей) нефти и 485 млрд куб. м природного газа.

Нефтегазоконденсатное месторождение Чайво было открыто в 1979 г. Запасы месторождения оцениваются в 152 млн т нефти (категории С1+С2), 308 млрд куб. м (С1+С2). Месторождение было введено в эксплуатацию в 2005 г.: установка платформы «Орлан» была завершена в июле, а буровые работы начаты в декабре. Глубина моря в районе месторождения составляет от 14 м до 30 м. Платформа Орлан установлена в Охотском море на глубине воды в 15 м, на расстоянии 11 км от береговой линии. Сталебетонная конструкция, на которой размещены буровой и жилой модули, используется для разработки юго-западной и юго-восточной части месторождения Чайво. Основание «Орлана» легко выдерживает натиск льда и гигантских торосов, достигающих высоты шестиэтажного дома. На платформе предусмотрен минимум сооружений по подготовке продукции, так как вся добываемая продукция подается на береговой комплекс.

Добыча нефти и газа на Чайво также ведется с морской платформы «Орлан». Она используется для разработки юго-западной части основного эксплуатационного объекта месторождения. Морская платформа способна выдержать крайне низкую температуру (ниже 40 градусов по Цельсию) и сейсмичность до 8 баллов, противостоять волне высотой до 13 м, льду и торосам высотой до 6 м. Масса платформы составляет около 70 тыс. т. Длина сооружения составляет 96 м, его ширина — 89,9 м, общая высота основания — 30 м.

Платформа была построена за рубежом, но переоборудована и перепрофилирована из разведочной платформы в добывающую — в России. Эта работа была проведена на Амурском судостроительном заводе по проектам и при строительно-инжиниринговом сопровождении ЦКБ морской техники «Рубин» и Центрального научно-исследовательского и проектного института строительных металлоконструкций им. Н. П. Мельникова. Так, основание платформы «Орлан» было построено и спроектировано российскими специалистами для круглогодичного разведочного бурения в арктических водах на глубине до 15 м. В Советской Гавани платформу модернизировали по проектам и при непосредственном участии специалистов старейшего российского конструкторского бюро — ЦКБ МТ «Рубин». После этого платформа отправилась на верфь в Южной Корее, где на ней смонтировали самую современную буровую установку, модули энергообеспечения, жилые блоки, производственное оборудование и многое другое для работы в автономном режиме.

По данным ExxonMobil, в 2016 г. в рамках проекта добывалось 49 тыс. баррелей нефти в сутки, а накопленная добыча превысила 653 млн баррелей нефти. Планируется, что разработка углеводородов на месторождениях, входящих в проект будет вестись до 2050 г. Нефть месторождения Чайво с 2006 г. поставляется в страны АТР, газ с 2005 г. идет на внутренний рынок потребителям Дальнего Востока. Избыток газа закачивается обратно в пласт: для поддержания давления в пластах для максимального извлечения жидких углеводородов.

Вторая стадия разработки Чайво предполагает освоение газовых запасов. Для реализации этих планов потребуется бурение дополнительных газовых скважин и расширение существующих береговых и морских объектов. Новый этап освоения месторождения нацелен на продажи газа на внутреннем и международном рынках. Предполагается, что вторая стадия разработки Чайво может дать дополнительно около 8 млрд куб. м газа в год. ExxonMobil считает, что газовая программа проекта «Сахалин-1» может быть реализована после 2020 г.

Разработка месторождения Чайво ведется как с береговых, так и с морских сооружений. Северо-западная часть основного нефтеносного пласта месторождения Чайво была разработана с помощью наземной буровой установки «Ястреб». Наземная буровая установка «Ястреб» спроектирована специально для проекта «Сахалин-1» и является одной из наиболее мощных наземных буровых установок в отрасли, предназначена для бурения с берега скважин с большим отходом забоя от вертикали. Оборудование для буровой установки производилось в 5 странах, конечная сборка делалась в американском штате Луизиана. После пусконаладочных работ «Ястреб» снова разобрали и на 3 грузовых судах перевезли на Сахалин в порт Корсаков, а затем переместили наземным транспортом к месту окончательной сборки.

Продукция с платформ подается на береговой комплекс подготовки Чайво мощностью 34 тыс. т нефти в сутки, а затем на нефтеотгрузочный экспортный терминал в Де-Кастри в Хабаровском крае, откуда в октябре 2006 г. был начат экспорт нефти в страны АТР. В ходе строительства БКП использовался метод модульного строительства сооружений, что позволило сэкономить значительные средства и время. Менее чем за 3 года было изготовлено 36 модулей общей массой около 40 тыс. т, произведены два цикла морской транспортировки с выгрузкой на Чайво, установка модулей, наладка и ввод в эксплуатацию всего комплекса.

Система транспортировки нефти «Сахалин-1» была введена в эксплуатацию в августе 2006 г. после завершения строительства трубопровода протяженностью 226 км, по которому нефть направляется с БКП Чайво через о. Сахалин и Татарский пролив к терминалу в Де-Кастри в Хабаровском крае. На терминале расположены два резервуара для хранения нефти вместимостью по 100 тыс. куб. м (650 тыс. баррелей) каждый, в которых хранится нефть до загрузки и отправки танкеров. Затем нефть подается по подводному загрузочному трубопроводу к выносному одноточечнному причалу (ВОП), расположенному в 5,7 км к востоку от полуострова Клыкова в заливе Чихачева.

Загрузка танкеров на нефтеотгрузочном терминале в Де-Кастри началась в сентябре 2006 г. Для круглогодичного экспорта нефти с терминала в Де-Кастри на мировые рынки используется специализированный флот танкеров с двойным корпусом класса «Афрамакс» грузоподъемностью до 100 тыс. т (720 тыс. баррелей) нефти. В рамках проекта через терминал ежегодно экспортируется порядка 12 млн т низкосернистой нефти марки «Сокол». Все члены консорциума «Сахалин-1» осуществляют продажу нефти от собственного имени. Осенью 2016 г. проект отметил 10-летие терминала: за это время было отгружено более 900 танкеров или порядка 90 млн т нефти.

Суровый субарктический климат, географическая удаленность и потенциальная сейсмическая активность в регионе, по словам специалистов американской компании, у которой есть огромный и многолетний опыт реализации морских проектов в разных регионах мира, сделали «Сахалин-1» одним из самых сложных проектов ExxonMobil. Согласно инвестиционным планам американской компании, на этот и ближайшие годы планируются новые фазы реализации проекта. Согласно информации сахалинских властей, сейчас завершаются строительно-монтажные работы в рамках второго этапа освоения месторождения Одопту проекта «Сахалин-1». В настоящее время на Одопту уже ведется бурение скважин с использованием новой буровой установки «Кречет». Так дополнительные объемы добычи углеводородов за счет реализации второго этапа к 2025 г. составят 1,8 млн т в год.

После 2020 г. совместно с «Роснефтью» намечена реализация проекта по строительству завода по производству сжиженного природного газа (Дальневосточный СПГ). По информации оператора проекта Exxon Neftegas, мощность проекта может составить 6,2 млн т СПГ в год, а строительство завода позволит монетизировать запасы газа «Сахалина-1». Инвестиции в проект оцениваются в 8 млрд долларов. Обсуждались две возможные площадки для строительства завода по сжижению природного газа: на Сахалине — близ поселка Ильинский, а также рядом с уже существующей экспортной инфраструктурой проекта «Сахалин-1» в Де-Кастри Хабаровского края.

В 2015 г. ExxonMobil начала судебный процесс с Россией, с суммарными требованиями в 637 млн долларов. Предметом спора стала трактовка положения соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-1» о налоге на прибыль Exxon Neftegas — оператора проекта «Сахалин-1». Дело в том, что по условиям СРП, вступившего в силу в 1996 г. и имеющего статус закона, для участников «Сахалина-1» ставка составляет 35%. В 2009 г. налог на прибыль в России снизился до 20%, но для участников проекта остался на прежнем уровне. ExxonMobil попросила снизить налог до 20%, но российские власти на это не пошли. С тех пор компания ежегодно выплачивает сначала 20% налога на прибыль, а после проведения камеральных налоговых проверок доплачивает оставшиеся 15% под протестом. Лишь в сентябре 2017 г. компания ExxonMobil и Россия подписали мировое соглашение в рамках судебного разбирательства по разделу продукции проекта «Сахалин-1»: как сообщается, достигнут взаимовыгодный компромисс, условия которого не разглашаются. По мнению экспертов и СМИ, условием заключения «мировой» стало участие американцев в еще одном проекте по добыче нефти и газа в России.

Еще одним возможным условием стало официальное продление сроков действия соглашения о разделе продукции. Официально СРП по «Сахалину-1» работает до 2022 г., представители российской власти не так давно анонсировали возможность его дальнейшего продления. Объем извлекаемых запасов проекта оценивается в 2,3 млрд баррелей нефти и 485 млрд куб. м природного газа, а жизненный цикл «Сахалина-1» — до 2040-2050 годов. Кроме того, российское Минэнерго заявило о высоком потенциале достижения договоренностей между проектами «Сахалина-1» и «Сахалина-2» по монетизации газа. По информации замминистра энергетики Кирилла Молодцова, операторы двух проектов обменялись обязывающими офертами по покупке газа «Сахалина-1», с деталями покупки газа и формулами цены на него.

Нина Маркова