Мы неоднократно писали о снабжении топливом армий во время Второй Мировой войны (в частности, см. материалы «Как летать без топлива?», «Синтетика на крови», «Стратегическая цель войны»). 

Сегодня мы продолжаем эту практически неисчерпаемую тему рассказом о таре, использовавшейся для армейской топливной «розницы», а если точнее — о канистрах, предназначенных для хранения и перевозки горючего. 

Шедевр промышленного дизайна

«Законодателем мод» в этом вопросе выступил немецкий рейхсвер. В 1936 году немецкая армия объявила конкурс на создание новой канистры, в результате которого был создан эффективный и универсальный контейнер. Прежние канистры представляли собой параллелепипеды с плоскими стенками, сваренными между собой по углам, либо штампованными из листа металла с приваренным дном. Ручки, как правило, изготавливались из изогнутых полос металла, либо из проволочных петель. Такие канистры были неудобными в переноске, резали пальцы и ладони, цеплялись углами и вдобавок нещадно текли.

Компания Muller из города Швельм (земля Северный Рейн – Вестфалия) предложила проект, решивший все имевшиеся проблемы. Wehrmachtkanister вмещала ровно 20 литров и весила 4 кг. Канистра имела сплющенную форму исваривалась одним швом из двух штампованных половин с закругленными углами. Выштамповка на боковинах повышала жесткость конструкции и служила своеобразным «радиатором», уменьшавшим перегрев содержимого (первоначально выштамповка была простой крестообразной формы, но затем она усложнила конфигурацию). Выступ в задней части канистры служил воздушным карманом, обеспечивавшим плавучесть заполненной тары. Высокая горловина позволяла обходиться без воронки, а крышку можно было открыть рукой, не прибегая к помощи специальных инструментов. Благодаря трем ручкам сверху один солдат мог одновременно переносить четыре пустые канистры или две полные.

На службе Его Величества

Новая канистра быстро завоевала популярность, и к началу Второй Мировой войны стала стандартной тарой вермахта, использовавшейся для транспортировки не только топлива, но и воды, масел и других жидкостей. Для облегчения идентификации содержимого канистры окрашивались в разные цвета в соответствии с содержимым (автобензин с октановым числом 72, на котором ездила почти вся наземная техника вермахта, был красного цвета; низкооктановый авиабензин – синего, высокооктановый – зеленого). 

В 1940 году Великобритания в ходе войны во Франции получила несколько образцов немецких канистр, названных jerrycan (в дословном переводе – «фрицевская жестяная банка»), высоко оценила их эффективность и быстро запустила в производство их точную копию. 

Спустя год то же самое сделали союзники-американцы, правда, творчески изменив несколько технологических процессов — вместо двух листов для штамповки использовался один, а днище и верхняя часть приваривались; горловина была шире, что предусматривало использование воронки для заправки; откидная крышка была заменена на гайку, требующую специального инструмента. Такую канистру было легче мыть, она быстрее опустошалась и наполнялась, но из-за большего количества швов сильнее текла.

Испытание Африкой

Особую важность качественной тары для горючего войска союзников осознали во время ожесточенных боевых действий в Северной Африке (сентябрь 1940 — май 1943 года). В частности, инспекция, проверявшая организацию тылового обеспечения британской армии, обнаружила, что потери топлива из-за несовершенства тары достигают 40%! Бензин перевозился на армейские базы в 200-литровых бочках, после чего, ввиду острого дефицита jerrycan разливался по «родным» 20-литровым канистрам, исторически использовавшимся для хранения светильного керосина. В таких банках топливо перегревалось, проливалось и обильно текло сквозь разошедшиеся на жгучем африканском солнце швы.

Неудивительно, что одним из самых ценных трофеев для англичан в Африке были именно немецкие канистры — за ними представители моторизованных соединений охотились специально.

К 1943 году англичане провели «работу над ошибками» и развернули массовое производство качественной тары, оперативно доставив в Северную Африку сразу 2 млн канистр. Более того, вплоть до конца войны именно англичане практически монопольно производили канистры для всех армий союзников, включая Советскую; всего было произведено 21 млн английских jerrycan. 

***

Как это ни удивительно, канистра немецкого армейского образца… производится до сих пор! Она является, пожалуй, самой распространенной тарой для топлива, в основном, сохранившей свой ставший классическим дизайн.

Отметим к слову, что и другая немецкая топливная тара (в частности, стандартные 200-литровые бочки) котировалась так же высоко — в основном, из-за прочности, легкости и коррозионной устойчивости. Так, немецкие трофейные бочки «служили» в советских механизированных частях вплоть до 80-х годов. 

Григорий Волчек