С открытием в 1883 году движения по Закавказской железной дороге, соединившей бакинский нефтяной район с Батумским портом на Черном море, российские нефтепродукты получили наиболее короткий и дешевый путь к зарубежным рынкам. Это обстоятельство привело к тому, что на российскую нефтянку обратили внимание крупнейшие финансовые воротилы мира. 

История российской нефти. Эпизод 9. Ротшильды в России

В связи с этим во Франции состоялось размещение выпуска облигаций (сейчас бы сказали — IPO) компании «Батумское нефтепромышленное и торговое общество», после чего практически все эти облигации оказались в распоряжении парижского банкирского дома Ротшильдов во главе с легендарным финансистом, бароном Альфонсом Ротшильдом.

Ротшильды заменили в названии общества слово «Батумское» на «Каспийско-Черноморское» и произвели существенные инвестиции в производство, сбыт и логистику. В результате четкой организации работы экспорт керосина «Каспийско-Черноморским обществом» в 1888 году достиг 16 млн пудов, что составило 59% всего российского экспорта. 

Ротшильды привлекали к работе элитные кадры — так, например, в правление компании входил экс-директор Горного департамента Константин Скальковский, а техническим директором общества в Баку долгое время являлся талантливый инженер-технолог Давид Ландау, отец лауреата Нобелевской премии по физике академика Льва Ландау. Наиболее ярким имиджевым успехом компании стали престижнейшие награды Всемирной выставки в Париже — в 1889 году общество было отмечено золотой медалью, а в 1900 году — Гран-при.

В 1898 году Ротшильды создали совместно с Петербургским международным банком новую дочернюю компанию в России — «Нефтепромышленное и торговое общество «Мазут», которое вскоре стало одним из ключевых игроков на российском рынке транспортировки и сбыта нефти и нефтепродуктов. Только в Каспийском море курсировало 13 собственных быстроходных танкеров, большой флот буксирных пароходов и нефтеналивных барж обеспечивал доставку керосина и мазута по Волге.

Общество «Мазут» открыло свои агентства в крупнейших городах Поволжья — Нижнем Новгороде, Самаре, Царицыне, Астрахани, а также в Прибалтике, Белоруссии и российской части Польши. В 1903 году общество «Мазут» подписало соглашение с «Бранобелем». Это соглашение, получившее название «Нобмазут», носило картельный характер и предполагало проведение согласованной активной торговой политики на внутреннем рынке. В результате этого вскоре доля сбыта нефтепродуктов этим картелем в российских регионах резко выросла.

В 1912 году Ротшильды ушли с российского рынка. Явных причин для этого не было — бизнес шел весьма успешно. Так, основной капитал «Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества» составлял 10 млн рублей, из 285 скважин апшеронских, грозненских и челекенских промыслов добывалось более 33 млн пудов нефти в год, количество работающих составляло 1300 человек.

Основной капитал общества «Мазут» составлял 6 млн рублей, в его составе были многочисленные оптовые конторы по всей стране, собственное танкерно-буксирное пароходство, огромный парк вагонов-цистерн, ремонтный завод в селе Дядьково Ярославской губернии и другие сервисные предприятия.

Все эти огромные активы Ротшильды продали Royal Dutch/Shell. Осознавая мощь этой англо-голландской корпорации, возглавляемой легендарным Генри Детердингом, российское правительство в целях сдерживания цен на нефть и нефтепродукты поддержало образование новой корпорации российских промышленников.

Эта организация представляла собой мощный холдинг, державший в своем портфеле пакеты акций объединяемых российских предприятий, включая как крупных нефтедобытчиков (компании Манташева и Лианозова, «Каспийское товарищество», «Московско-Кавказское нефтепромышленное и торговое общество» и ряд других), так и ряд средних и малых предприятий.

Новое нефтяное объединение, созданное под эгидой российских банков, было зарегистрировано в Лондоне как английское общество под названием Russian General Oil Corporation. «Английская оболочка» нужна была российским предпринимателям для того, чтобы облегчить привлечение иностранных инвестиций. Увы, разместить акции корпорации на ведущих европейских биржах не получилось, а Первая Мировая война окончательно «похоронила» этот амбициозный финансовый проект.