Что сегодня является точкой отсчета развития ситуации на мировом нефтяном рынке? Конечно же, это спрос на нефть в Китае. По данным китайской таможни, импорт сырой нефти в КНР в августе 2021 г. по сравнению с предыдущим месяцем текущего года вырос на 8%, достигнув 10,5 млн баррелей нефти в сутки. Однако эксперты OilPrice отмечают сохраняющиеся на китайском рынке ограничения на импорт для независимых НПЗ в стране. Большую часть закупок импортируемой в Китай нефти делают сегодня китайские госкомпании.

В условиях высоких цен на углеводородное сырье поддержание жестких квот показало себя эффективной стратегией со стороны властей КНР. Сокращение числа закупающих импортную нефть игроков внутри страны ведет к росту конкуренции среди зарубежных поставщиков и падению цен. В начале сентября Саудовская Аравия резко снизила стоимость нефти на октябрьские поставки в Азию. «Узкое горлышко» для импорта в Китай привело к действенным результатам.

Saudi Aramco сообщила о сокращении цен на все сорта нефти для покупателей в Азии, а также стран Средиземноморья. Для США и Северо-Западной Европы стоимость нефти не изменится. Как сообщает Интерфакс, цена основного сорта, поставляемого в Азию – Arab Light – уменьшится на $1,3 за баррель, в результате он будет стоить на $1,7 за баррель больше, чем корзина нефти Омана и Дубая. Стоимость остальных марок будет снижена на $1-1,3 за баррель. Цены на нефть для покупателей из стран Средиземноморья уменьшатся на $0,1 за баррель. https://www.interfax.ru/business/788708

Эксперты OilPrice отмечают также другие факторы, которые могли послужить причинами урезания цен, называя в качестве главной – опасения медленного восстановления спроса в Азии. Но такой вывод плохо согласуется с данными о нефтяном импорте в августе от китайской таможни. Страны-участницы соглашения ОПЕК+ продолжают постепенно запускать простаивающие мощности в строй.  Но не все из них, как оказалось, могут вернуться к прежним (доковидным) объемам производства. Тогда как в Мексиканском заливе (США) нефтяники все еще продолжают устранять последствия урагана Ида. Цены на нефть, несмотря на постоянные разнонаправленные коррекции, продолжают оставаться на уровне 70 долларов за баррель.

Регулирование остается главным трендом на нефтяном рынке. Страны-производители нефти доказали эффективность соглашения ОПЕК+ на фоне пандемии в прошлом году и восстановления мировой экономики в текущем году. Китай за счет внутреннего регулирования нефтяного рынка смог добиться скидок на поставляемую в страну нефть. Западные страны меняют нефтегазовый бизнес за счет усиления мер климатического регулирования, а также «прививки» социальной справедливости за счет внедрения принципов ESG, добиваясь от крупнейших добывающих корпораций изменения их бизнес стратегий.  

Крупнейшая американская нефтяная корпорация Chevron, сделавшая в последние годы акцент на развитии добычи на сланцевых активах в США, теперь собирается избавиться от части из них, перетряхивая свой портфель в стремлении сократить выбросы. OilPrice сообщает о возможной продаже за 3,8 млрд долларов нефтегазовых активов компании в сланцевом бассейне Eagle Ford (Техас). Всего лишь год назад Chevron поглотила Noble Energy, планируя расширить присутствие в этом районе американской сланцевой «революции». Сейчас этот бизнес становится одним из слабых мест для компаний из-за высоких объемов выбросов парниковых газов и растущего прессинга климатического регулирования. 

Мария Кутузова