Железнодорожный магнат

railroadt900

С оригинальной идеей создать единый орган по координации развития всех видов транспорта (включая сюда и трубопроводный), выступил на Сочинском железнодорожном форуме глава РЖД Владимир Якунин.

«У нас в стране трубопроводный транспорт относится к компетенции другого министерства. Я считаю, что мы должны добиться того, чтобы развитие транспортной инфраструктуры было скоординированным. Потому что это делается с использованием государственных средств, в интересах нашего общества и государства», сказал главный по чугунке (цит. по ИНТЕРФАКС-АНИ). В переводе на русский это означает примерно следующее: переподчините Транснефть Минтрансу, а дальше мы её тихонечко подомнем под себя.

А причина одна. Деньги. «Может быть, одной отрасли что-то покажется менее эффективным, но с точки зрения синергии для всей экономики в целом, именно так и нужно делать. Не гнаться за высокими показателями доходности для одной конкретной отрасли, а считать доходность по экономике в целом», — сказал Владимир Иванович. С точки зрения админстративного волапюка фраза построена идеально — понять с первого раза кто на ком стоял невозможно. То ли Транснефть должна смириться с потерями и подкормить «железку», то ли Якунин готов взять нефтяников на буксир. Но мы то знаем, что не от хорошей жизни РЖД отменяет электрички на Вологодчине. У дороги очевидные проблемы с рентабельностью. Вот и посматривают по сторонам — где бы поживиться.

Реакция Транснефти на эту атаку не заставила себя ждать. «Вслед за руководителем одной крупной нефтяной компании руководитель РЖД стал говорить о «синергетическом эффекте», — сказал пресс-секретарь компании Игорь Демин, — что касается наших доходов, мы полагаем, что о них мы позаботимся сами, как и делали все последние годы, тем более, что на свои проекты мы не получаем средства из госбюджета».

У Транснефти большой опыт пикировок с руководством РЖД. Так, только строительством ВСТО Транснефть лишила РЖД железнодорожных перевозок нефти в Китай на 8-10 миллионов тонн в год. И уже тогда, в 2006 году наш Railroad Tycoon высказывал ту же мысль, что и сейчас: «Нас интересует только один вопрос: каким образом правительство РФ планирует обеспечить координацию взаимодействия двух видов транспорта: железнодорожного и трубопроводного?» (цит. по Независимая газета от 28.02.2006). Как видим, за прошедшие годы риторика Якунина ничуть не изменилась.

Впрочем, у Транснефти хорошие оборонительные позиции и не в последнюю очередь потому, что в логике Якунина газопроводы тоже транспорт. Вряд ли эта идея понравится господину Миллеру, в чьей империи транспортная составляющая достаточно велика. Только за транспортировку газа сторонних предприятий «Газпром» в 2013 году получил 172,8 миллиардов рублей.

Антон Пантелеев