Масштаб экологического бедствия, вызванного разливом нефтепродуктов из танкера «Надежда», оказался недооценен. Вначале предполагалось, что танкер, который 28 ноября 2015 года получил пробоину в акватории Невельска, перевозил дизельное топливо, но позже выяснилось, что на борту также был мазут, который представляет большую опасность для природы. Сколько именно мазута было на танкере, достоверно неясно до сих пор. Из материалов уголовного дела, возбуждённого Дальневосточным следственным управлением на транспорте, следует, что судно перевозило груз в виде 300 тонн мазута и 200 тонн судового маловязкого топлива, в то время как РИА Новости утверждает, что на борту было 786 тонн нефтепродуктов.

001

К ликвидации последствий аварии привлечены 30 единиц техники и более 100 человек — представители МЧС России, Минтранса и специальных организаций, которые занимаются сбором нефтепродуктов. К танкеру начали отсыпать дорогу, чтобы произвести откачку оставшегося топлива. Однако процесс это не быстрый – на строительство дороги уйдёт 15 дней.

002

Спасением птиц и животных, пострадавших от аварии, занялись сахалинские общественные организации «Клуб «Бумеранг» и «Экологическая вахта Сахалина», а также местные волонтёры. К вечеру 1 декабря 2015 года  мазутом и обильной пленкой нефтепродуктов оказалось покрыто уже около 11 км береговой черты, включая центральную и южную часть Невельска (город вытянут узкой полосой вдоль берега моря). От выброшенного на скалы судна загрязнение тянется на юг, вплоть до поселка Лопатино; его интенсивность меняется от плотной полосы мазута на берегу и его пятен в воде до нефтяной пленки и сгустков водонефтяной эмульсии.

003

«Наибольшую тревогу на сегодня вызывает состояние южного брекватера(*) Невельского порта – это знаменитое место залежки сивучей (вид ушастых тюленей, занесенный в Красную книгу России). Кроме Невельска лежбищем сивучей в черте города могут похвастаться только Петропавловск-Камчатский и Сан-Франциско. В момент осмотра животных на брекватере не было, хотя их появление там отмечали накануне местные очевидцы», — сообщает глава «Экологической вахты Сахалина» Дмитрий Лисицын.

004

На своей странице в Фейсбуке Дмитрий Лисицын рассказал, что на брекватере и прилегающих скалах экологи обнаружили множество беринговых бакланов, практически полностью покрытых мазутом. Не менее 100 птиц были ещё живы, но склеенные перья не давали им возможности летать и даже плавать. Бакланы пытались спрятаться от сильного северо-западного ветра за уступами скал и бетонных конструкций, не менее пяти птиц уже погибло. В ситуации сильного ветра и минусовой температуры шансы выжить у остальных очень небольшие. Брекватер, прилегающие к нему море и скалы обильно покрыты пятнами мазута и толстой пленкой нефтепродуктов. Накануне в этом месте было отмечено лишь несколько загрязненных птиц, но за сутки их число выросло в десятки раз.

005

2 декабря 2015 года Дмитрий Лисицынсообщил: «Только что отправили 59 спасенных бакланов в Южно-Сахалинск на вертолете МЧС. Продолжаем собирать замазученных морских птиц. Берег в районе лежбища сивучей до сих пор покрыт мазутом.» В областном центре вертолёт встретят специалисты компании «Сахалин Энерджи» и доставят загрязнённых птиц в Пригородное. Там птицам будет оказана необходимая помощь — их очистят от нефтепродуктов, будут согревать и кормить.

«Бумеранг» и «Эковахта» призывают своих волонтеров, а также другие общественные экологические организации на помощь в спасении пострадавших птиц и очистке побережья. Предварительно акция по очистке побережья назначена на ближайшие субботу и воскресенье, возможность участия волонтеров в спасении птиц ранее этого срока сейчас определяется. Всех, кто хотел бы помочь в организации акции по спасению птиц и очистке побережья, просят обращаться к Вячеславу Козлову (+7 914 756 7246) и Дмитрию Лисицыну (+7 924 190 1022).

(*) Брекватер — гидротехническое сооружение, предназначенное для защиты береговой линии или акватории порта от волн, льда и наносов. От мола отличается тем, что не примыкает к берегу.