Дитя войны и торговли

В 808 году император Карл Великий для защиты от воинственных западных славян построил на реке Эльбе крепость Хаммабург. Очевидно, что «бург» — это крепость, а вот значение слова «хамма» неизвестно. Основная гипотеза происхождения топонима: эта земля считалась у славян священным местом (Hram Boha). 

В 834 году здесь была образована резиденция архиепископа, неоднократно подвергавшаяся осадам и опустошению со стороны боевитых соседей не только с востока, но и с запада и севера (датчан и норманнов). 

В XII веке, в связи со стремительным развитием торговли на севере Европы, существенно возросло значение Эльбы как важной транспортной артерии. 7 мая 1189 года император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый) предоставил Гамбургу значительные торговые привилегии, в том числе позволив городу собирать таможенные пошлины с перевозимых по Эльбе товаров. Это обстоятельство сыграло большую роль в развитии портового хозяйства, и сейчас этот день празднуется в Гамбурге как день рождения порта (Hafengeburtstag).

Вскоре Гамбург одним из первых вошел в Ганзу (торговый союз, объединявший на пике могущества около 200 городов в десятке европейских стран), и стал важнейшим портом Северного моря, специализировавшемся на перевалке зерна, тканей, мехов, рыбы, пряностей, леса и металлов. В 1510 году Гамбург получил статус «вольного имперского города» (Freie Reichsstadt), что предоставило ему право на самоуправление и независимость от центральной  власти. 

Уступая Любеку в средневековый период, с открытием Америки и появлением трансатлантической торговли Гамбург стал крупнейшим немецким и центрально-европейским портом. Более того, Hamburg America Line одно время была крупнейшей судоходной компанией мира. 

После объединения Германии в 1871 году город стал ее главными морскими воротами — через порт проходила примерно половина германского экспорта и импорта. Одновременно Гамбург стал крупнейшим портом немецкой эмиграции — с середины XIX века до начала Первой Мировой войны из Гамбурга в Америку отправились около 4 млн человек.

В 1888 году в Гамбурге был построен гигантский складской комплекс Speicherstadt, который по сей день считается крупнейшим в мире складом; он внесен ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия.

В 1895 году был открыт Кильский канал, обеспечивший прямую связь Гамбургской гавани с Балтийским морем. Соответственно, порт Гамбурга стал третьим по размеру в мире, после Лондона и Нью-Йорка, а население города превысило 1 млн человек (сейчас — 2 млн). Тогда же под Эльбой был проложен тоннель, ставший технической сенсацией и обеспечивший свободный доступ в доки на обоих берегах реки; кроме того, тоннеле были оборудованы удобные лифты для грузовых автомобилей, исправно функционирующие и по сей день.

В 1937 году к Гамбургу были присоединены соседние города Альтона и Бергедорф, а также с десяток более мелких населенных пунктов (это, кстати, обусловило то, что сегодня Гамбург имеет статус федеральной земли Германии). 

Во время Второй Мировой войны город неоднократно подвергался авианалетам англо-американской авиации. В частности, в ходе проведения операции «Гоморра» в  июле-августе 1943 года от бомбардировок и вызванного ими гигантского пожара («огненного смерча») погибло более 50 тыс. человек и разрушен исторический центр города, включая 80% портового хозяйства. Именно тогда появился термин blockbuster (бомба, уничтожающая квартал), сегодня, в основном, использующийся в шоу-бизнесе.

После войны в ходе «немецкого экономического чуда» город и порт были быстро восстановлены. С начала 60-х годов Гамбургский порт опережающими темпами развивал контейнерные перевозки.

Встречи на Эльбе

Сегодня Гамбург — третий по размеру порт Европы (после Роттердама и Антверпена). Как и его ближайшие конкуренты, Гамбург — речной порт,  расположенный в 100 км от побережья Северного моря. Соответственно, главным ограничением для судоходства является глубина Эльбы (12 м), позволяющая принимать только среднеразмерные суда дедвейтом до 70 тыс. тонн. 

Площадь порта — 70 кв. км, общая протяженность 320 причалов — 43 км. В течение года здесь фиксируется более 10 тыс. судозаходов, формирующих грузооборот в объеме 150 млн тонн в год. В Гамбурге «прописано» более 7,5 тыс. логистических и стивидорных компаний, в которых работают более 150 тыс. человек.

Важной частью порта является расположенная в районе Штайнвердер крупнейшая в Германии судоверфь Blohm+Voss, строящая как разнообразные гражданские, так и военные корабли — многоцелевые фрегаты, корветы и сторожевики.

Из десяти портовых районов два специализируются на нефтеналивных операциях — Oiltanking с хранилищами объемом 870 тыс. кубометров и Vopak Dupeg (700 тыс. кубометров). Годовой объем нефтеперевалки — 13 млн тонн. Хранилища принадлежат семи компаниям —  ADM, TWG, Evos, Haltermann, Bomin (сжиженный газ), Sasol и Shell (моторные масла). Кроме того, в порту работают 3 среднетоннажных НПЗ — Nynas, Holborn и H&R.

Культурное место

Гамбургский порт — самый «культурный» в мире — здесь расположены два музыкальных театра, огромная 26-этажная (!) филармония, построенная на месте бывшего склада, и целый музейный порт Овельгенне с десятками исторических судов, включая крупнейший в мире корабль-музей Cap San Diego. 

Каждое воскресенье на площади Фишмаркт разворачивается легендарный рыбный рынок, а в здании бывшего рыбного аукциона проводятся спектакли и концерты. Кроме того, поклонники популярной музыки хорошо знают, что именно в Гамбурге началась профессиональная творческая карьера великих битлов.

Конечно, репутацию Гамбурга несколько подрывает Реепербан — один из крупнейших в Европе «кварталов красных фонарей», но, по справедливости, ни один из больших портов не обходится без «гнезд разврата».

Оставил Гамбург заметный след и на гастрономической карте мира — слово «гамбургер» понятно всем без перевода.

Григорий Волчек