Обзор нефтеналивных портов континента

Северное сияние

Начнем с северо-западной окраины континента, с заполярного норвежского Тромсе. Этот порт невелик, а по сравнению с гигантами-гулливерами и вовсе лилипут (грузооборот — 1 млн тонн в год), но его значимость постоянно растет в связи с тем, что за последние годы Тромсе стал основной береговой базой для шельфовой нефтегазодобычи в Норвежском и Баренцевом морях, а также для научных исследований арктических акваторий.

Tromsø, ©Stock.adpbe.com

Первое упоминание о Тромсе датируется 1252 годом; в средневековых хрониках поселение значится как крепость для защиты от поморов, занимавших земли на северо-востоке нынешней Норвегии. Статус города Тромсе получил в 1794 году, а еще через 80 лет здесь появились порт и судоремонтная верфь. После окончания Гражданской войны в России в Тромсе был организован большой лагерь для русских беженцев-политэмигрантов. Во время Второй Мировой войны в городе временно находилось правительство Норвегии. 

Главные достопримечательности Тромсе — огромный Арктический университет, имеющий несколько филиалов и собственный научный флот (это — один из крупнейших вузов всей арктической зоны мира), собор Пресвятой Девы Марии — самый северный католический кафедральный собор в мире, а также очень яркое и красивое северное сияние, стабильно появляющееся над городом, расположенным на 69-й широте.

В порт Тромсе ведут три судоходных фарватера глубиной до 12 м. Заход крупнотоннажных судов возможен на якорные стоянки в проливах Тромсесуннет и Саннессунет с глубинами до 40 м. Общая длина причального фронта — более 3 км, главные импортируемые грузы — нефтепродукты и строительные материалы, основной продукт экспорта — рыба. Судоверфь, имеющая 2 слипа и 2 стапеля, обеспечивает ремонт малотоннажных судов.

Нефтяная столица 

Причины появления Ставангера в этом обзоре те же самые, что и у Тромсе, но еще более веские — город на юге Норвегии справедливо считается «нефтяной столицей» страны. Именно здесь находятся офисы и береговые производственные базы крупных национальных и международных нефтегазодобывающих и сервисных компаний, работающих в норвежском секторе Северного моря, а также «штаб» отрасли — Норвежский нефтяной директорат — и всемирно известный музей нефти.  

Stavanger, ©Stock.adobe.com

В окрестностях нынешнего Ставангера, на берегу Хафрсфьорда, издавна находилось довольно крупное поселение, и именно здесь в 872 году произошла историческая битва, положившая начало норвежской государственности. 

Название Ставангер образовано от старонорвежских слов stafr (посох, шест, столб) и angr (фьорд). В 1125 году ввиду учреждения епископата и строительства католического собора (кстати, самого старого в Норвегии) Ставангер получил городские права. В XVI веке город стал важным центром добычи сельди. В 1825 году через Ставангерский порт началась эмиграция из Скандинавии в Новый Свет. В конце XIX века в городе получила развитие рыбоконсервная промышленность, хитом которой стали копченые сардины в оливковом масле (в российском лексиконе — шпроты). 

В середине 60-х годов на шельфе Северного моря была найдена нефть, в 1971 году пущено в эксплуатацию первое офшорное месторождение Экофиск, за которым последовали десятки других. В Ставангере возникли сразу три огромные береговые базы, обеспечивающие шельфовую нефтегазодобычу — Таннангер, Дусавик и Гансфьорд. 

Порт Ставангера невелик (грузооборот — 3 млн тонн), но удобен и универсален — не замерзает, защищен от ветров и волн небольшими островами, имеет укрытые места якорных стоянок с глубиной до 45 м. Через 20 причалов общей длиной 3 км и глубиной 12 м переваливаются, в основном, энергетические грузы — нефть, сжиженный газ и каменный уголь. В порту имеются 13 кранов грузоподъемностью до 6 тонн, а также  плавучий кран грузоподъемностью 65 тонн для погрузки контейнеров. К порту примыкает одна из крупнейших судоверфей Норвегии, где строятся суда (в т.ч. танкеры) дедвейтом до 160 тыс. тонн.

В нефтегавани Ставангера расположен НПЗ и резервуарный парк общей емкостью 384 тыс. кубометров; от хранилища проложен трубопровод к международному аэродрому Сула.

Именем короля

В начале XVII века шведский король Карл IX заложил на острове Хисинген, что в устье реки Гета-Эльва, на берегу проливе Каттегат, город Гетеборг. Это название означает «крепость гетов» (геты — древнешведское племя). 

Göteborg © Stock.adobe.com

Город быстро рос за счет приезда иностранцев (в основном, голландцев). В 1619 году король Густав II Адольф перенес Гетеборг на его нынешнее место, а через два года предоставил городу значительные привилегии — освобождение от налогов и право беспошлинной торговли. 

XVIII век, «эра свобод», принес городу процветание — здесь находилась резиденция шведской Ост-Индской компании, сюда доставлялись товары из Китая, затем продававшиеся на открытых аукционах. В начале XIX века, с введением Наполеоном континентальной блокады, Гетеборг стал для Англии важным перевалочным пунктом для европейской торговли, вследствие чего здесь обосновалось большое количество англичан. 

К середине XIX века Гетеборг стал крупнейшим портом Швеции, а затем и главным индустриальным центром страны. Основу промышленности города составляли производство текстиля и продуктов питания, к которым позднее добавились металлургия и машиностроение.

Порт Гетеборга состоит из 12 гаваней и нефтеналивного терминала, способного принимать танкеры дедвейтом до 200 тыс. тонн. Грузооборот — 26 млн тонн, общая длина 85 причалов — 25 км, глубина — до 19 м. Через порт проходит одна треть импорта и четверть экспорта страны — в основном, нефть, нефтепродукты, генеральные и навалочные грузы. 

Порт хорошо механизирован, имеет склады общей вместимостью свыше 200 тыс. кубометров и нефтехранилища емкостью 1 млн тонн. Судостроительные и судоремонтные предприятия (3 сухих и 6 плавучих доков) обеспечивают строительство и ремонт судов различных типов дедвейтом до 500 тыс. тонн. 

Купеческая пристань

Копенгаген — не только столица Дании, но и ее главный порт. Первое упоминание о нем датировано 1043 годом — тогда на месте современного города была рыбацкая деревушка Хавн,рядом с которой спустя век был построен замок. Затем появился город, в 1231 году названный Кьобмансхавн (на стародатском языке — «купеческая пристань»). Современное датское название города — København, русскоязычная версия появилась под влиянием немецкого написания топонима — Kopenhagen. 

København, ©Stock.adobe.com

В 1254 году Копенгаген получил городские привилегии, в 1416 году северо-немецкий король Эрик Померанский завоевал город и затем сделал его своей резиденцией. С этого времени Копенгаген имеет столичный статус. 

Сегодня в Большом Копенгагене, расположенном на трех островах — Зеландия, Слотсхольмен и Амагер — проживает около 1,5 млн человек. Столица Дании устойчиво входит в первую десятку наиболее комфортных городов мира. Во многом это связано с экологией, в частности, с чистотой воздуха (половина копенгагенцев для передвижения по городу использует велосипеды). 

Кроме того, с запуском знаменитого Эресуннского моста и примыкающего к нему тоннеля Дрогден, соединяющих Копенгаген со шведским городом Мальме (а в более широком смысле — Северную и Центральную Европу), датская столица стала одним из основных транспортных хабов Европы. Отметим также, что в Копенгагене расположена штаб-квартира Maersk, крупнейшей в мире судоходной компании. 

Объединенный порт Копенгаген-Мальме не замерзает и не подвержен приливам и сильным течениям. В его состав входят 4 гавани (включая каботажно-рыбную), 19 причалов для ролкеров, 2 контейнерных терминала и один нефтеналивной, способный принимать танкеры дедвейтом до 50 тыс. тонн. Грузооборот — 8 млн тонн, длина причального фронта — более 30 км, глубина — до 12 м.

Ежесуточно порт Копенгагена посещает 200 судов, через него проходит около половины внешнеторгового оборота страны; он также является крупным пассажирским хабом (в частности, действуют многочисленные круизные маршруты и две паромные линии — до норвежского Осло и немецкого Варнемюнде). Судостроительные и судоремонтные предприятия, располагающие 3 сухими и 2 плавучими доками, обеспечивают строительство и ремонт судов различного тоннажа и типо-размера. В столичные международные аэропорты Каструп и Роскилле из нефтегавани проложены трубопроводы, подающие авиакеросин.

Григорий Волчек