Как известно, спрос рождает предложение. Соответственно, нефтяная промышленность и в мире в целом, и в России в частности, появилась, по сути, ровно тогда, когда появился массовый спрос на продукты нефтепереработки. И первым таким продуктом был асфальт.

История российской нефти. Эпизод 1. Отец русского асфальта.

До середины 19 века спрос на нефть был очень невелик – ее использовали как лекарство (кожную мазь) и как топливо (в том числе, для освещения), но в весьма ограниченных масштабах. 

Ситуация существенно изменилась, когда в крупных городах Европы, начиная с Парижа, Лондона и Вены, по-настоящему озаботились благоустройством и коммунальным хозяйством. Соответственно, для этого потребовалось очень много асфальта. 

Эту европейскую моду (отметим – хорошую и правильную) подхватили и в России. Продвигал тему асфальта уроженец Сардинии Карл Иванович Бюрно – военный инженер и храбрый офицер, воевавший и против турок, и против кавказских горцев, и против польских мятежников, и против египетских мамелюков. 

После египетской кампании полковника Бюрно направили служить в Крым, где Карл Иванович занимался строительством стратегического шоссе от Балаклавы, пригорода Севастополя, до Алушты, расположенной, как известно, на южном берегу Крыма. 

Весной 1838 года Бюрно побывал в Париже, где детально познакомился с применением асфальта в дорожном строительстве и благоустройстве. И именно тогда у Карла Ивановича возникла идея о создании отечественного асфальтового производства. 

Новороссийско-Бессарабский генерал-губернатор Михаил Воронцов (да-да, тот самый, за женой которого ухаживал наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, находившийся в одесской ссылке) поддержал проект Бюрно и организовал экспедицию для исследования керченских нефтебитумных месторождений.

По итогам экспедиции инженер-полковник Бюрно получил из государственной казны круглую сумму — 12 тыс. рублей — для строительства асфальтового завода недалеко от источников нефти в Керчи — на берегу Керченского пролива между старой турецкой крепостью Еникале и Еникальским маяком.

Завод построили быстро. В перегонном кубе варили нефть и получали керосиновый дистиллят и густой остаток — «мальту». Потом варили асфальтовую породу вместе с мальтой и в эту мастику добавляли гравий. Полученный, говоря современным языком, асфальтобетон разливали в четырехугольные формы, получая солидные плиты весом около двух пудов каждая.

На следующий год Бюрно заасфальтировал несколько улиц Одессы (столицы генерал-губернаторства) и Керчи. Кроме того, продвинутое (и очень прочное!) асфальтобетонное покрытие пригодилось для террас и лестниц на знаменитой керченской горе Митридат, где расположена самая известная в восточном Крыму смотровая площадка.

Через 5 лет успешной работы Бюрно передал асфальтовый завод в ведение Керченской мэрии и снова уехал воевать на Кавказ, получив звание генерал-майора и должность инспектора инженерных войск Кавказской армии. Дальнейшая военная карьера Карла Ивановича сложилась неудачно – воюя против мюридов имама Шамиля, Бюрно, по решению военно-полевого суда, проявил пораженчество, в связи с чем император Николай I повелел уволить генерала с воинской службы «с мундиром и пенсией».

 С заводом все было более благополучно – предприятие успешно работало еще 12 лет, вплоть до начала Крымской войны, производя в год более 30 тонн высококачественных асфальтобетонных изделий. В ходе военных действий завод был разрушен артиллерий британских войск, и после войны уже не восстанавливался. Возможно, поэтому миллионы километров бесконечных дорог на бескрайних российских просторах до сих пор не имеют ни асфальтового, ни другого твердого покрытия.