Кремлевская АЗС, сороковые годы
Кремлевская АЗС, сороковые годы

Посмотрите налево, посмотрите направо. Кремлевская автозаправка находится на улице Волхонка и буквально окружена историческими зданиями — может, именно поэтому сама АЗС, получившая статус «вновь выявленного памятника архитектуры», обычно не удостаивается особого внимания. Такая вот сиротка на царском балу.

Найти её очень просто — заправка находится ровно напротив Храма Христа Спасителя. Она была построена в начале 30-х годов и представляет собой небольшое сооружение в стиле арт-деко, напоминающее киоск. Рассчитывать на нее чтобы «залиться» по дороге не стоит — АЗС работает, но в закрытом режиме. По слухам, как в советское время, так и сейчас там заправляются машины из кремлевского гаража.

Кремлевская АЗС, наши дни
Кремлевская АЗС, наши дни

Рассказать о Кремлевской заправке «Нефтянка» попросила архитектора, историка архитектуры и градостроительства, специалиста по охране культурного наследия Наталью Олеговну Душкину:

В Москве осталась единственная заправка такого типа. Это уникальный объект городской среды, по которому мы можем судить о дизайне новых для того времени приспособлений для разлива топлива. Техническая система была абсолютно новаторская, жаль, что сами раздаточные аппараты с 30 годов не сохранились. 

Эта автозаправка имеет особую ценность как единственный из оставшихся осколков так и не достроенного, но по замыслу грандиозного Дворца Советов. Можно по-разному оценивать этот гигантский проект и его разрушительное воздействие на всю историческую среду центра Москвы, но АЗС осталась своеобразным символом того, что должно было быть, знаком этого места. Автор заправки до сих пор неизвестен. Ее часто «приписывают»  Алексею Душкину, опираясь на то, что он автор находящейся рядом станции метро Кропоткинская и один из авторов конкурсного проекта Дворца Советов. Тем не менее, тема не доисследована, поскольку в собственных списках работ архитектора этот объект никогда не упоминался. 

Проект Дворца Советов. Авторы не мелочились: предполагаемая высота сооружения — 420 м
Проект Дворца Советов. Авторы не мелочились: предполагаемая высота сооружения — 420 м

В какой-то момент судьба бензоколонки висела на волоске — её могли снести, но, скорее всего, этого все-таки не случится. Одержавшее победу в последнем конкурсе проектное бюро «Меганом» собирается автозаправку сохранить. Технологическое оборудование будет вывезено, а наземные сооружения, по-видимому, станут частью комплекса будущего музейного городка Пушкинского музея. Проект еще требует доработки — с одной стороны, надо продумать, как бензоколонка композиционно впишется в общую архитектурную картину, с другой — найти ей новую, «музейную» функцию. Возможно, это будет книжный киоск или справочно-информационный центр.