«Роснефть» обратилась в «Транснефть» с просьбой отложить начало поставок нефти в нефтепровод Заполярье-Пурпе на один год.
Планировалось, что «Роснефть» начнет сдавать в трубопровод Заполярье-Пурпе в 2017 году 3,3 млн тонн нефти, в 2018 году – 6,576 млн тонн, а в 2019 – 7,5 млн тонн. «Теперь они просят с 2018 года поставлять нефть в объеме 5,5 млн тонн, в 2019 году – 7,1 млн тонн», — сообщил журналистам начальник управления стратегического развития «Транснефти» Расим Мингазетдинов, уточнив, что перенос сроков снизит общий объем поставок почти на 5 млн тонн.
Мингазетдинов также отметил, что это уже третья по счету корректировка сроков и объемов сдачи нефти в МН Заполярье-Пурпе. Старт транспортировок был намечен на 2015 год, затем перенесен на конец 2016 года, после чего «Роснефть» пообещала начать поставку с 2017 года. И вот теперь нефтяная компания вновь пересмотрела планы по поставке, отложив ее еще на год.
По словам советника президента «Транснефти» Игоря Демина, «Роснефть» не выполнила и некоторые другие договорные условия. «Но «Роснефть», кроме коррекции объемов сдачи, нарушила взятые на себя логистические обязательства и перенаправила ресурсы с месторождений Сузунское, Тагульское и Русское-Реченское с целью загрузки собственного проекта Ванкор-Пурпе, что существенно изменило окупаемость вложенных средств «Транснефти»», — сказал Демин.
«Транснефть» осуществляла строительство нефтепровода Заполярье-Пурпе на собственные финансовые средства при условии гарантированных поставок со стороны нефтяных компаний. В трубу также должна была поступать нефть «Газпрома», «Газпром нефти», «Лукойла», «Северэнергии». По словам представителя «Транснефти», никто из этих компаний не пересматривал планы поставок.
В «Транснефти» отмечают, что компания будет вынуждена использовать в отношении «Роснефти» крайние меры, предусмотренные договором. Документ, подписанный сторонами 21 января 2015 года, предусматривал условие «качай или плати». Это значит, что «Роснефть» обязана оплатить минимально запланированные к прокачке объемы (гарантированный объем минус 20%). Учитывая, что в 2016 году «Роснефть» хочет транспортировать по системе «Транснефти» 178, 7 млн тонн нефти за 277,3 млрд рублей, можно подсчитать, что штраф за недопоставленные 5 млн тонн по трубопроводу Заполярье-Пурпе составит около 8 млрд рублей.
По мнению Александра Корнилова из «Атона», минимальная загрузка нефтепровода – меньшее из зол. Учитывая, что проект строится в условиях вечной мерзлоты, то его простой может стоить «Транснефти» гораздо больше, чем транспортировка малых объемов нефти. Эксперт также отмечает, что компания столкнется с аналогичной проблемой снижения объемов и на другом своем крупном проекте – Куюмба – Тайшет.
Кристина Кузнецова