main

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), мировой парк электромобилей достиг по итогам прошлого года 2 млн единиц. Китай остается крупнейшим рынком, на страну приходится более 40% продаваемых в мире электромобилей. В КНР насчитывается уже более 200 млн электрических двухколесных транспортных средств и более 300 тыс. электрических автобусов, благодаря чему Китай стал мировым лидером в области электрификации транспорта. Среди лидеров также США и европейские страны, вместе на трех лидеров приходится более 90% всех проданных по всему миру электромобилей.

На европейских рынках рост парка электромобилей идет быстрыми темпами. В Норвегии, по данным МЭА, электромобили в прошлом году составили 29% автопарка страны, самый высокий в мире показатель; за норвежцами следуют Нидерланды с 6,4% и Швеция с 3,4% автопарка. По мнению Международного энергетического агентства, в ближайшее десятилетие нас ожидает переход к массовому рынку электротранспорта. Уже к 2020 г. появятся порядка 9-20 млн электромобилей, а к 2025 г. – 40-70 млн, по разным оценкам. Согласно прогнозу МЭА, IEA Energy Technology Perspectives, число электромобилей достигнет 600 млн к 2040 г. Тем не менее, сейчас электромобили составляют всего лишь 0,2% от общего числа пассажирских автомобилей, находящихся в обращении.

В ходе Петербургского международного экономического форума глава крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин в своем обширном программном докладе подверг критике чересчур переоцененные перспективы и динамику развития рынка электромобилей. По мнению Сечина, в случае если рост электромобильного парка приведет к сокращению потребления нефти к 2035 г. всего лишь на 2%, то к этому сроку нужно будет построить предприятия по выпуску аккумуляторов мощностью более 500 ГВт ч. Производство такого количества аккумуляторов потребует роста производства никеля, лития и кобальта. Так, например, основным поставщиком кобальта на мировой рынок будет Конго, на эту страну приходится 50% производства и запасов этого ископаемого.

По данным руководителя «Роснефти», доля электромобилей не превышает 1% в общем объеме продаж в США (около 157 тыс. единиц по итогам 2016 г.), 1,3% в ЕС (212 тыс. единиц), 1,7% в КНР (351 тыс. единиц). Единственная страна, где доля электромобилей вышла на серьезный уровень – 24% от общих продаж это Норвегия. Главный фактор роста – серьезные субсидии, выделяемые в этой стране для такого вида транспорта – 18-19 тыс. долларов, тогда как в США и ЕС этот показатель в среднем достигает 6-8 тыс. долларов.

Игорь Сечин привел целый ряд факторов, препятствующих дальнейшему быстрому распространению электромобилей: они дороже автомобилей с двигателями внутреннего сгорания; зарядка электромобиля является весьма продолжительной по времени, что не слишком удобно для вечно спешащих автомобилистов; актуальны вопросы эффективного хранения электроэнергии, а также экологичности производства аккумуляторов и их последующей утилизации; распространение зарядной инфраструктуры достигло значительных масштабов пока только в США, ЕС, Японии; во многих регионах, в частности, в Евросоюзе, налоги и акцизы на нефтепродукты составляют немаловажную часть бюджетных поступлений, направляемых, в том числе, на социальные цели; проблему будет представлять эксплуатация электромобилей в зимних условиях в регионах с суровым климатом, так как в этих условиях происходит быстрая разрядка аккумуляторов. Последний фактор, впрочем, не стыкуется с развитием рынка электромобилей в Норвегии и Швеции.

Сечин делает вывод, что «электромобили не пользуются ожидаемым спросом в таких ключевых экономиках, как Германия и другие крупные страны Евросоюза, что ставит под сомнение возможность взрывного роста спроса на них». Кроме того, глава «Роснефти» обрушился в ходе ПМЭФ с критикой на Tesla: «В этих условиях оценка рынком перспектив производителей электромобилей, на наш взгляд, существенно завышена. Так, оценка стоимости компании Tesla базируется на крайне агрессивных планах по росту продаж – ежегодный темп прироста в 90% в течение 4 лет для достижения цели в 1 млн автомобилей в год, запланированный компанией темп запуска новых моделей и строительства обеспечивающей инфраструктуры являются крайне сложными задачами. Половина из недавно привлеченных Tesla 1,2 млрд долларов были потрачены уже в первом квартале 2017 г. и есть безусловные вопросы по экономической состоятельности бизнес модели. Поэтому и J. P. Morgan и ряд других инвестбанков считают, что текущая рыночная капитализация компании Tesla (56 млрд долларов) существенно – почти в два раза – превышает ее фундаментальные показатели. Надеюсь, что на собрании акционеров Tesla рынок услышит ответы на многие из этих непростых вопросов. Таким образом, до тех пор, пока отрасль электротранспорта не станет столь же удобной и привлекательной для потребителей, как и автомобили с двигателями внутреннего сгорания, перспективы электромобилей остаются в значительной степени неопределенными».

Среди последних новостей: Toyota объявила о продаже всех акций автоконцерна Tesla и прекращении сотрудничества с американской компанией. Японский автогигант в ноябре прошлого года создал свое собственное подразделение, нацеленное на разработку электромобилей с целью их массового производства. В середине мая этого года концерн объявил о финансировании разработок летающего электромобиля Cartivator: компания собирается представить эту модель уже в 2020 г. На прошедшем собрании акционеров Tesla, Илон Маск сообщил о строительстве новой фабрики по выпуску кроссовера – Model Y. На действующих мощностях во Фримонте, по словам Маска, просто уже нет места.