«НОВАТЭК» настраивает первую линию «Ямал СПГ»

Компания рассказала о начале пуско-наладочных работ на первом российском проекте по сжижению природного газа в Арктике. Первая из трех запланированных к строительству линий завода «Ямал СПГ» (мощностью в 5,5 млн т сжиженного природного газа) должна быть запущена в эксплуатацию до конца текущего года, а на полную мощность в 16,5 млн т СПГ проект должен выйти в 2019 г. В отдаленной перспективе «НОВАТЭК» обещает стать крупнейшим производителем сжиженного природного газа в мире и сейчас консолидирует в своих руках новые российские СПГ-проекты. Первый газовоз с российским арктическим СПГ планируется отправить на международные рынки в декабре 2017 г.

По информации компании, запуск «Ямал СПГ» обеспечит России к 2019 г. прорыв с девятого на пятое место среди крупнейших производителей сжиженного природного газа. Но «НОВАТЭК» уже приступил к проектированию своего второго крупнотоннажного СПГ-проекта – «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове. Общая мощность двух проектов составит 35 млн т, но ресурсная база арктических месторождений в этом регионе позволит реализовать компании еще несколько таких проектов. Поэтому в перспективе 10 лет «НОВАТЭК» рассчитывает обогнать Катар, недавно пообещавший выйти на 100 млн т СПГ в самое ближайшее время.

Но в планах у компании не только Арктика. «НОВАТЭК» закрыл на днях сделку по приобретению у «Газпромбанка» 51% акций в проекте «Криогаз-Высоцк» в Балтийском море. Проект включает строительство СПГ-завода мощностью 660 тыс. т в год и экспортного терминала в районе Высоцка на побережье Финского залива. Отметим, что благодаря участию в этом балтийском проекте, «НОВАТЭК» прорывается на рынок морской бункеровки СПГ. 14 июля дочерняя Novatek Gas and Power вступила в Ассоциацию морской газовой бункеровки (SGMF) и Ассоциацию морского СПГ (SEA\LNG), которые занимаются продвижением СПГ в качестве судового топлива. «Недавнее принятие более жестких стандартов по выбросам в отношении морской транспортировки с 2020 г. согласуется с нашей стратегией по выходу на новые перспективные рынки СПГ, одним из которых является бункеровка. Международные экологические требования создают предпосылки для перевода мирового флота на чистое топливо. Мы уверены, что большее количество судовладельцев будет делать выбор в пользу СПГ для соответствия новым требованиям, и мы готовы способствовать развитию рынка СПГ-бункеровки и созданию соответствующей инфраструктуры», – отмечает председатель правления «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон. По данным Ассоциации морской газовой бункеровки, СПГ можно заправиться уже в 45 портах мира.

Но планы планами, а российские реалии суровы. Стало известно, что подрядчик проекта «Ямал СПГ» – «Ямалспецстрой» – не выплачивал зарплату своим работникам, которые были вынуждены обратиться со своей проблемой непосредственно к Путину. Против «Ямалспецстрой» начата процедура банкротства. Тем временем, Катар наращивает отгрузки своего СПГ в направлении Западной Европы. До конца июля четыре газовоза с катарским сжиженным природным газом придут в порты Великобритании, Нидерландов и Бельгии.

Нина Маркова