FILE — In this Friday, Nov. 30, 2018 file photo smoke rises from a factory as a truck loaded with cars crosses a bridge in Paris, France. (AP Photo/Michel Euler, File)

Скандинавское королевство является одним из лидеров перехода на электромобили. Аналитическая компания Rystad Energy со штаб-квартирой в Осло отмечает падение продаж автомобилей с дизельным двигателем на национальном рынке, в то время как норвежцы делают выбор в пользу Tesla и других моделей электромобилей премиум-класса. 

Такие тенденции в продажах новых автомашин постепенно начинают оказывать давление и на рынок нефтепродуктов. Начиная с первого квартала 2018 г. реализация дизельного топлива и бензина в Норвегии сокращается в среднем на 2% в квартал. Во многом развитие тенденций на норвежском рынке является мини-моделью энергоперехода в этом сегменте на перспективу и для других стран с развитой экономикой и высокими доходами на душу населения.

В Норвегии один из самых высоких в мире показателей владения электромобилями на душу населения. Более половины из продаваемых в стране автомобилей в этом году, полностью или частично работают на электричестве.В первой половине 2019 г. продажи электромобилей достигли в стране 55% доли в общем объеме реализованных личных автомобилей. По итогам всего прошлого года эта доля достигла 49%, тогда как в 2013 г. доля реализации новых электромобилей составляла лишь 6%. Всего в Норвегии в прошлом году было продано порядка 150 тыс. новых автомобилей. 

Наибольшие потери зафиксированы в сегменте реализации дизельных машин премиум-класса. Согласно данным Rystad Energy, продажи некоторых моделей дизельных автомобилей за последние шесть лет упали более чем на 95%. Так, реализация дизельных моделей Volvo — V40, V70 и XC60 — упали с почти 9 тыс. единиц, проданных за целый 2013 г., до 400 машин — в первой половине 2019 г.

Если в 2013 г. доли продаж дизельных и бензиновых автомобилей составляли 60% и 29% соответственно, то по итогам первой половины 2019 г. они упали до 32% и 17%. «Переход на электромобильный транспорт привел к резкому сокращению продаж традиционных бензиновых и дизельных автомобилей, причем наибольший спад наблюдается в сегменте дизельных двигателей», — говорит Артем Чен, старший аналитик команды Rystad Energy по рынкам нефти. Сократились продажи дизельных автомобилей премиум-класса, главным образом, внедорожников и седанов, с высоким потреблением топлива. 

Снижение продаж дизельных моделей связано не только со специальными льготами для электромобилей, но и с опасениями потребителей относительно введения возможных ограничений или даже запрета на использование дизельных автомобилей в стране. По информации Rystad Energy, продажи автомобилей с бензиновым двигателем страдают в меньшей мере. Однако снижение в этом сегменте распространяется на все сегменты: и премиум, и средние по классу, и эконом-модели. Rystad отмечает также сокращение продаж и гибридов. Оказалось, что у этого «дичка», привитого традиционным детищам автоконцернов, не такая долгая и перспективная «жизнь». «Норвежцы предпочитают полностью электрические транспортные средства», — подчеркивают в Rystad Energy.

Мария Кутузова