Нефтяной марафон и мифы мировой энергетики

Путь к сбалансированному нефтяному рынку займет время. По мнению экспертов Международного энергетического агентства, скорее всего, это будет марафон, а не спринт. Несмотря на то, что Саудовская Аравия полна решимости сокращать добычу пока цены на нефть не будут соответствовать ее планам, стабильности на рынке не наблюдается. МЭА высказывает сомнения в отношении поведения России в рамках соглашения ОПЕК+: под конец прошлого года российская нефтедобыча побила очередной рекорд в 11,5 млн баррелей в сутки. В результате цены на нефть под конец минувшего года обвалились до 50 долларов за баррель марки Brent, что стало неожиданным новогодним подарком потребителям. Так, в США и Индии под конец 2018 г. значительно подешевел бензин, следуя за падением котировок на сырьевых рынках.  

Фактор Ирана, находящегося под санкциями Соединенных Штатов, по-прежнему является одним из самых важных для ситуации на мировом нефтяном рынке. Несмотря на действующие ограничения, к концу 2018 г. стране удалось нарастить экспорт до более чем 1,3 млн баррелей в сутки. Исключения, сделанные США для ряда крупнейших потребителей иранской нефти, в начале 2019 г. позволили им наращивать объемы закупаемого у Ирана углеводородного сырья. 

Однако главным фактором для мирового нефтяного рынка в текущем году остается рост добычи в Соединенных Штатах, ставших крупнейшим в мире производителем нефти и природного газа. Так, в течение 2018 г. США удалось нарастить извлекаемые объемы жидких углеводородов на 2,1 млн баррелей в сутки. Согласно прогнозу МЭА, в 2019 г. Штаты увеличат производство еще на 1,3 млн баррелей н. э. в сутки. В то время как две других крупнейших нефтяных державы — Саудовская Аравия и Россия — добровольно сокращают добычу, США укрепят в текущем году свое лидерство на мировом нефтяном рынке.

Что касается спроса на нефть, ситуация далеко неоднозначная. Обвал цен в конце 2018 г. поддержал интерес потребителей к закупкам подешевевших углеводородов. Однако росту потребления нефти мешает замедление экономики в целом ряде стран. Эксперты Международного энергетического агентства оценили возможный прирост потребления нефти в мире в 1,4 млн баррелей в сутки в текущем году, главным образом за счет снижения среднего уровня цен на углеводородное сырье по сравнению с минувшим годом.

2019 г. станет одним из самых трудных для мировой нефтепереработки. Избыток запасов в хранилищах нефти и нефтепродуктов негативно скажется на ценах на нефть в условиях избыточного предложения и слабого спроса. Согласно прогнозам МЭА, производственные мощности НПЗ вырастут на 2,6 млн баррелей в сутки, что является самым большим приростом за последние сорок лет. Вводимые с 2020 г. жесткие экологические ограничения со стороны Международной морской организации в отношении качества топлива для морского транспорта станут еще одной большой проблемой для ряда НПЗ, которым предстоит найти непростые решения для выпускаемого ими топлива с высоким содержанием серы. Как утверждает МЭА, к концу 2019 г. все игроки отрасли (и добывающие, и перерабатывающие компании) могут почувствовать себя так, как будто они пробежали изнуряющий марафон. 

В долгосрочной перспективе последние прогнозы агентства ориентированы на дальнейшую электрификацию мировой экономики. Глобальный рост спроса на электроэнергию в ближайшие два десятилетия придется на развивающиеся страны. К 2040 г. почти половина действующего автомобильного парка будет представлена электромобилями. Почти 20% роста мирового спроса на электроэнергию в этот период придется на электродвигатели в Китае. Согласно выводам МЭА, наибольшее развитие применение электроэнергии в этом сегменте получит в странах с развитыми легкой промышленностью и сферой услуг, а также цифровыми технологиями.

Впереди у автоконцернов большие перспективы обновления существующего мирового автопарка. К концу 2018 г. число электромобилей в мире достигло 5 млн единиц, тогда как количество автомобилей с двигателем внутреннего сгорания превышает 1 млрд. 

Как же все эти средне- и долгосрочные тренды отразятся на потреблении традиционного углеводородного сырья? Глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль на форуме в Давосе в январе этого года активно развенчивал мифы современной энергетики. 

Согласно оценкам МЭА, Соединенные Штаты так и не смогут стать крупнейшим поставщиком нефти на международные рынки. Увеличение спроса внутри США поглотит большую часть прироста добычи так называемой сланцевой нефти в стране. Государства Ближнего Востока в течение долгого времени будут оставаться крупнейшими экспортерами углеводородов на мировые рынки. Тогда как прогнозируемое развитие возобновляемой энергетики и электромобилей не изменит ситуацию с ростом спроса на нефть и не решит проблемы выбросов парниковых газов. Поскольку главными двигателями роста спроса на нефть являются грузовой транспорт, нефтехимическая промышленность и авиация. «Разговоры о том, что развитие электромобилей означает конец нефтяной эры, определенно являются заблуждением — нравится вам это или нет», — заявил глава Международного энергетического агентства, выступая на экономическом форуме в Давосе. 

Мария Кутузова