Наталья Шуляр: «Мы занимаемся латанием дыр»

shutterstock_223069978Минфин подготовил законопроект о повышении акцизов на бензин —  согласно документу, с 1 апреля в расчете на 1 литр автомобильного бензина акциз повышается на 2 рубля. Дополнительные доходы от повышения акцизов Минфин оценивает в 2016 году в 89,3 млрд рублей. За министерство можно только порадоваться, а вот для участников рынка такое решение обернется серьезными проблемами. 

Федеральный бюджет отчаянно нуждается в дополнительных доходах и Минфин придумывает все новые и новые способы их получить. По данным источника агенства «Интерфакс», законопроект об индексации акцизов может быть рассмотрен на ближайшем заседании правительства. Если он будет одобрен — «крайними» окажутся участники нефтяного рынка и конечные потребители.

«В настоящее время и так ситуация тяжелая из-за высокой стоимости денег и резкого снижения возможности эти деньги получить» — говорит Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.  Эксперт отмечает, что розница в критическом состоянии из-за высокой кредиторской задолженности и повышении ставок по кредитам — в том числе и тех, которые были выданы ранее. Повышение оптовых цен сопровождается давлением на розничные. «Уже сейчас правительство устами министра финансов говорит о том, что акцизы мы повышаем, но цены, по каким-то надуманным причинам, вырасти не должны», — говорит Аркуша. По мнение эксперта, правительство дало соотвествующие указание Федеральной антимонопольной службе.

В такой ситуации оптовые цены могут практически сравнятся с розничными и даже их превысить — понятно, что для розничных сетей это будет означать банкротство и уход с рынка.

ВИНКи, конечно, более устойчивы, но и у них хватает проблем — а теперь будет еще больше. «Нефтяники и так должны будут заплатить 600 с лишним миллиардов рублей после изменения формулы расчета налога на добычу полезных ископаемых  (напомним, Минфин предложил снизить размер так называемого вычета в формуле НДПИ, что резко увеличит  налоговую нагрузку на нефтяные компании — НЕФТЯНКА) — эти деньги придется как-то найти. При этом многие инвестиционные проекты  уже свернуты в силу отсутствия финансирования», — говорит Аркуша. Ну и разумеется, резкий диспаритет оптовых и розничных цен ударит по всем.

Вопрос об акцизах поднимается не в первый раз за год. «Только с первого января ввели акцизы на средние дистилляты в том числе на судовое топливо — говорит генеральный директор ООО «Издательский дом «ИнфоТЭК, главный редактор Нефтегазового журнала «ИнфоТЭК» Наталья Шуляр. — Фактически у нас уже все обложено акцизами — и прямогонный бензин, и печное топливо, и судовое». И все это — при усиливающимся давлении госрегуляторов.

«Это путь в никуда, — говорит Наталья Шуляр, — мы занимаемся латанием дыр, не занимаясь решением конкретных глубинных проблем».

ФАС призвана следить за тем, чтобы цены не повышались — тем не менее, понятно, что бесконечно удерживать розницу невозможно.

По словам Шуляр, возникает парадоксальная ситуация: «Россия вложила один триллион рублей в модернизацию НПЗ для того, чтобы выпускать высококачественное топливо. А фактически все сегодняшние действия  — и повышение акцизов, и введение системы «Платон», и расширение зоны платных парковок в итоге приведет к тому, что люди станут меньше ездить. С одной стороны, мы тратим деньги на то, чтобы производить качественное топливо, с другой — убиваем потребительский спрос,  получается, что в правительстве правая рука не знает, что делает левая», — подчеркивает эксперт.

Анна Викторова

Справка

Минфин подготовил законопроект о повышении акцизов на бензин разных классов, дизельное топливо и средние дистилляты, документ был одобрен комиссией по законопроектной деятельности правительства, сообщил агентству «Интерфакс» источник, знакомый с ходом обсуждения документа.

В соответствии с поправками в Налоговый кодекс, текст которых имеется в распоряжении агенства «Интерфакс», Минфин предлагает повысить с 1 апреля 2016 года акцизы на бензин 5-го класса с 7,53 тыс. рублей за тонну до 10,13 тыс. рублей за тонну, а в 2017 году с запланированных сейчас 5,83 тыс. рублей за тонну до 7,43 тыс. рублей за тонну.

Акцизы на бензин, не соответствующий 5-му классу, и бензин прямогонный будут повышены с 1 апреля с 10,5 тыс. рублей за тонну до 13,1 тыс. рублей за тонну, с 2017 года — акциз составит вместо планировавшихся 9,7 тыс. рублей за тонну 12,3 тыс. рублей за тонну.

Акцизы на дизельное топливо и средние дистилляты с 1 апреля могут составить 5,293 тыс. рублей (сейчас 4,15 тыс. рублей), в 2017 году — 5,093 тыс. рублей (на данный момент запланировано снижение до 3,95 тыс. рублей).

Как отмечается в пояснительной записке к документу, текст которых имеется в распоряжении «Интерфакса», с 1 апреля в расчете на 1 литр автомобильного бензина акциз повышается на 2 рубля, ставки акцизов на прямогонный бензин повышаются вслед за этим, чтобы избежать предотвращения заинтересованности в нелегальном производстве автомобильного бензина. А ставка акциза для средних дистиллятов уравнивается с акцизом на дизтопливо, чтобы не создавались схемы по уклонению от уплаты акцизов путем реализации дизтоплива под видом средних дистиллятов.