imageМинфин давно пытается деньгами нефтяников решить проблемы федерального бюджета: в том числе, увеличивает неналоговые выплаты.

«Министерство финансов заявляет, что налоговая нагрузка у нас не увеличивается, — говорит гендиректор Фонда национальной безопасности Константин Симонов. — Да, формально налоги не растут, но «с заднего двора» происходит постоянное увеличение различных выплат, которые налогами не считаются». Между тем, как отметил Симонов на пресс-конференции «Снижение налоговой нагрузки на бизнес как инвестиционный резерв российской экономики» в Интерфаксе, путем сокращения неналоговых платежей можно повысить инвестиционную привлекательность российских компаний.

В феврале прошлого года главы пяти российских нефтяных компаний направили президенту РФ Владимиру Путину письмо с программой поддержки отрасли в кризис. Одним из предложений было введение моратория на неналоговые платежи. Как писали нефтяники, существует целый ряд «неналоговых обременений» (платежи, сборы, штрафы), сокращение которых существенно улучшило бы экономическую ситуацию в отрасли и от которых нефтяники на время кризиса призвали отказаться.

Путин отметил справедливость предложения и заявил о необходимости зафиксировать текущие налоговые условия. В июне 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев добавил к этому, что налоговая нагрузка и неналоговые платежи для бизнеса в ближайшие годы не должны расти. Так, на совещании у премьера было принято решение ввести мораторий на неналоговые платежи до 1 января 2019 года.

По оценке Минэкономразвития, эта мера позволит сэкономить  около 1,5 трлн рублей.  «Был проанализирован большой массив предложений бизнеса на этот счет – всего порядка 70 позиций – и сформированы конкретные предложения по 20 из них», — отметил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.

Однако, как говорится, обещать – не значит жениться. Принять решение – не значит выполнить. Спустя год нефтяники все еще выплачивают неналоговые сборы. С чем это связано? По мнению эксперта информационно-аналитического интернет-портала «Нефтянка» Дениса Захарова, с целью сдерживания налоговой нагрузки на экономику и сохранения средств бюджетных фондов потребуется мобилизация всех возможных ресурсов – привлечение внутренних и внешних заимствований, приватизация государственного имущества. «Правительство в сложной ситуации – с одной стороны, все «свободные» деньги необходимо изъять для покрытия текущего дефицита бюджетной ликвидности. С другой стороны, без «свободных» денег экономический рост невозможен. Отмена нелогичных ограничений и смягчение системы неналоговых платежей позволит высвободить для экономики значительные финансовые ресурсы и повысит ее инвестиционную привлекательность», – отмечает Денис Захаров.

  Кристина Кузнецова