Спустя семь месяцев конфронтаций Турция сделала шаг к примирению с Россией. У «Турецкого потока» вновь появился шанс на существование.

«Я говорю извините…»

Президент Турции Реджеп Эрдоган направил президенту РФ Владимиру Путину письмо с извинением за российский военный самолет, сбитый турецкими истребителями. Глава Турецкой Республики также призвал к восстановлению «традиционных дружественных отношений между двумя странами». Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на заявление Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента РФ. «Я говорю извините, (…) во имя облегчения боли и тяжести нанесенного ущерба мы готовы к любой инициативе», — говорится в письме, полученном Кремлем от Эрдогана.

Россия, в свою очередь, высказала готовность к примирительному диалогу. «Газпром» открыт к диалогу по возможному возобновлению проекта строительства газопровода «Турецкий поток» и был открыт всегда», — сказал журналистам официальный представитель газового холдинга Сергей Куприянов.

История конфликта 

Разногласия по газопроводу начались еще до инцидента с российским бомбардировщиком – Турция в течение долгого времени не подписывала межправительственное соглашение на строительство газопровода. Однако после 24 ноября 2015 года отношения между Москвой и Анкарой стали накаляться и в результате привели к приостановке двух крупных энергетических проектов – «Турецкого потока» и АЭС «Аккую». Страны перешли к «применению специальных экономических мер», а от них и к взаимным обвинениям.

Так,  28 ноября Россия ввела санкции против Турции и ограничила «ввоз на территорию  Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика».

А уже 3 декабря 2015 года была заморожена работа межправительственной комиссии и вместе с ней  приостановлены переговоры относительно реализации проекта газопровода в Турцию. Тогда же глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что если Турции нужен «Турецкий поток», то она должна обратиться к России и начать переговоры. Однако Анкара ответила на это заявлением о том, что государство не пропадет без российского газа, и подписала с Катаром соглашение о поставках в Турцию сжиженного природного газа.

Россия, в свою очередь, сделала буквально ход конем: доказала существование еще одного источника нефтегазовых поставок в Турцию. На брифинге в Национальном центре обороны РФ в присутствии 90 представителей военного атташе и более 300 российских и иностранных журналистов Минобороны РФ обнародовало доказательства того, что Турция участвует в незаконной транспортировке нефти из Ирака и Сирии. Снимки из космоса, сделанные военным ведомством, зафиксировали скопление транспортирующих нефть машин на турецко-сирийской границе.  По словам военных, впоследствии эта нефть уходит в турецкие порты, откуда либо отправляется на переработку в другие страны, либо продается в Турции.

Власти Турции среагировали моментально. Президент Эрдоган выдвинул встречное обвинение в том, что Москва вовлечена в торговлю нефтью с ИГИЛ. Глава турецкого государства заявил, что у Анкары есть доказательства и пригрозил показать их миру.

В конце декабря Владимир Путин объявил, что для возобновления проекта Анкара должна согласовать его с Еврокомиссией. Фактически это означало отмену строительства: по нитке для собственных нужд Турции согласия ЕС не требовалось. В случае реализации «Турецкого потока» турецкая госкомпания Botas должна была получить скидку на газ, однако из-за заморозки переговоров дисконта не получила и подала в арбитраж иск на «Газпром» (разбирательство продолжается – «Ъ»).

Для российского холдинга отмена «Турецкого потока» означала потерю инвестиций и невозможность полностью отказаться от транзита через Украину.

«Деньги уже закопаны» 

Теперь, когда в отношениях между Москвой и Анкарой наметилось потепление, могут возобновиться и переговоры по проекту «Турецкий поток». Если это произойдет, то запуск газопровода в Турцию весьма вероятен.

Фактически для первой нитки «Турецкого потока» необходимо только разрешение Турции: вся инфраструктура под первую нитку мощностью 16 млрд куб м уже построена. Прокладка трубы по дну Черного моря может занять всего год. Обсуждать экономическую эффективность проекта уже не имеет смысла. Как отмечают собеседники «Ъ», «деньги уже закопаны», поэтому любой вариант использования этой инфраструктуры лучше, чем не использовать ее никак.

Кристина Кузнецова