shutterstock_349598420Маневр: доля косвенных налогов в цене на бензин в России выросла до 35-43%.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ) Минэкономразвития России, Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара представили очередной мониторинг экономической ситуации в России. Составители мониторинга оценивают влияние  проводимого в нефтяном секторе налогового маневра — структурной реформы системы налогообложения, которая предполагает поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

В своем новом прогнозе эксперты отмечают наивысший с 1990-х годов объем нефтедобычи, на который отрасль вышла в минувшем году. Среди новых тенденций последних двух лет эксперты выделяют заметное повышение глубины переработки нефти и снижение производства и экспорта мазута; увеличение экспорта сырой нефти, более эффективного для государственного бюджета по сравнению с экспортом мазута; снижение объема переработки нефти. В 2016 г. глубина переработки нефти достигла 79,1%, что для России является историческим максимумом. Можно отметить, что в 2000-2014 годы, т. е. в течение длительного периода вплоть до начала налогового маневра, глубина переработки в РФ составляла 71-72%, а в 2015 г. — 74,4% (во многих ведущих промышленно развитых странах этот показатель достигает 90-95%).

Это связано не только с увеличением абсолютных объемов экспорта, но и со значительным сокращением ее внутреннего потребления в результате рыночной трансформации российской экономики, повышения эффективности использования нефти и замещения нефтепродуктов природным газом.

Стоимость нефти на российском внутреннем рынке формируются как цены равной доходности поставок на внешний и на внутренний рынки. В результате снижения мировой цены внутренняя цена в долларовом выражении также снизилась. При этом, благодаря наличию экспортной пошлины, между мировыми и внутренними ценами на нефть по-прежнему сохраняется значительный разрыв. Вместе с тем, в результате произведенного в рамках налогового маневра снижения ставки экспортной пошлины, наблюдается сближение внутренней и мировой цены. Если в 2014 г. внутренняя цена составляла 42% от мировой, то в 2016 г. — 61%.

На внутреннем рынке сохранялась тенденция к росту потребительских цен на автомобильный бензин. Основную роль здесь сыграли девальвация рубля и повышение акцизов на нефтепродукты. Производители устанавливают цены на торгуемые нефтепродукты на уровне, обеспечивающем им равную доходность с экспортом: мировая цена на соответствующий продукт за вычетом уплачиваемой при его вывозе экспортной пошлины и затрат на транспортировку данного продукта на экспорт.

Конечные (потребительские) цены на бензин на внутреннем рынке формируются на основе цен производителей с учетом косвенных налогов (акциз, НДС) и торгово-сбытовой надбавки. В условиях падения мировых цен на нефть в России цены производителей на бензин в долларовом выражении также снизились. В то же время значительное снижение курса рубля по отношению к доллару и повышение акцизов обусловили рост конечной внутренней цены на бензин в рублевом выражении.

Согласно подсчетам экспертов, доля косвенных налогов в конечной цене на бензин в России составляет 35-43%, в среднем по пяти ведущим странам ЕС (Германия, Франция, Великобритания, Италия, Испания) — 65%, в США — 20%. Таким образом, по уровню налоговой нагрузки на нефтепродукты Россия занимает промежуточное место между ведущими странами ЕС и США и близка по этому показателю к Канаде (также стране-нефтеэкспортеру). При этом следует отметить рост налоговой нагрузки на нефтепродукты в России в последние два года (в 2014 г. доля налогов в цене бензина в России составляла 30-40%). Цены на бензин в России приближаются к ценам в США, достигая 90% от американского уровня. При этом они остаются существенно ниже, чем в других развитых странах: по сравнению с Канадой они составляют 66%, с Японией — 44%, а по отношению к среднему уровню пяти ведущих стран ЕС — 39%. При этом можно отметить некоторое снижение относительного уровня цен на бензин в России по сравнению с развитыми странами в последние два года.