Международное Энергетическое Агентство (МЭА) выдало емкий, хотя и неофициальный, рыночный прогноз на осень и зиму. Предчувствия довольно скромных подвижек нефтяной конъюнктуры на сей раз пришли в виде интервью для Reuters. Дал его директор МЭА по энергетическим рынкам и безопасности Кейсуке Садамори. Суть его слов недвусмысленна. Как бы тревожно мы ни отзывались о переживаемом отраслью моменте (будь то затягивание первой волны пандемии коронавируса или смутное ощущение прихода ее второй волны), — МЭА все равно не паникует. Оно «не ждет в эти месяцы сколь-либо серьезного замедления» в динамике потребления углеводородного сырья, как и в мировой экономике в целом. «Хотя рынок и не надеется увидеть скорый возврат бурного роста, — наш взгляд на (завтрашний день спроса — Авт.) более стабилен, чем 3 месяца назад». Во многом это обусловлено «досрочным оживлением в Китае» и активизацией импорта сырья в КНР, что как раз и внушает экспертам больше спокойствия, чем ожидалось. «И все же касательно Поднебесной и ее связей с индустриальными странами, включая США и даже Европу, бытует так много неопределенности, — посетовал Садамори. — Так что ситуация не очень оптимистична — это и бросает тень на наш прогноз роста». Тень, по мнению МЭА, бросает еще и долгое равнодушие рынка к топливу для реактивных лайнеров, что снизило мировой спрос на нефть на 8,1 млн баррелей в день. И, наконец, конъюнктуре придали мрака вести из США в прошлый (нерабочий) понедельник, когда День труда совпал с финалом сезона активного автовождения. Так вот, фьючерс заокеанской WTI упал на 3% до планки 38,70 долл за баррель — в унисон со вспышкой пандемии в 22 из 50 штатов. Плохи дела с ценами «черного золота» и в Британии, Индии… А возвращаясь к Соединенным Штатам, — напомню, что там вот-вот начнется осенний сезон профилактического ремонта и закрытия НПЗ, что еще сильнее собьет спрос на нефть. Собьет на полтора-два миллиона баррелей в сутки. Но, спрашивается, есть ли во все этом что-либо трагичное для углеводородного ТЭК России? 

Российский запас прочности — вне всяких сомнений

Министр энергетики РФ Александр Новак, беседуя с корреспондентом CNBC Хэдли Гэмбл, в целом поддержал высказывания зарубежных коллег о том, что рост мирового спроса на «черное золото» по мере приближения 2021 года, да и в его календарных рамках, скорее всего станет явью. Но это будущее «оживление окажется намного медленнее», — сказал он.

Отозвавшись на сценарий Goldman Sachs, содержащий бурный прирост запросов рынка к 3-му кварталу будущего года до уровня 65 долл за баррель, профильный министр высказал, пожалуй, более реалистичную проекцию: «Мой прогноз на 2021 год немного скромнее, чем данные от Goldman Sachs. Я предвижу вилку между 50 и 55 долл за баррель, и таковой может стать средняя цена на протяжении года. Но мы можем ожидать волатильности на рынке как со скачками, так и с падениями… Восстановление станет завтра намного медленнее. Это не будет столь быстрый тренд, как тот, который возник в первые месяцы (после апрельской коррекции ОПЕК+ — Авт.)».

«Причины — в общей трансформации и изменениях энергобаланса, как и в поведении потребителей…». Резкий спад в деловых поездках и переход бизнеса к видеоконтактам подорвали индустрию путешествий. «Ясно, что это трансформирует энергетический баланс и повлияет на динамику оживления спроса, — сказал далее Новак. — Мы хотели бы производить больше, чтобы помочь восстановлению экономики, но мы связаны ограниченным спросом. Ведь темпы роста тоже лимитированы». «Растущая доля неуглеводородных источников энергии» тоже скажется в длительной перспективе на замедлении спроса на нефть. Словом, «сценарий таков, что суммарное сокращение спроса составит около 9-10 млн баррелей в день. Думаю, это очень близко к подлинному состоянию дел; и был бы склонен согласиться с такими цифрами. Если нынешний баланс удержится, а тренд продолжится, — то мы сможем говорить о постепенном оживлении и о сокращении инвентарных запасов, которые накопились во втором — кризисном квартале 2020 года».

Похоже на то, что правы «мозговые тресты» на Атлантике, осознавшие на старте осени сильную преувеличенность предсказаний увядания экономики РФ как поставщика углеводородов Востоку и Западу. Рушатся прогнозы нашего превращения в «жертву номер один» негативных процессов, которые не преодолены на рынке нефти. Золотовалютные запасы Москвы, несмотря на 10-миллиардные расходы недавних дней, таковы, что при гипотетическом (а скорее фантастическом) снижении цен на «черное золото» до 15 долл за баррель Россия способна, без ущерба для своих социальных программ, ровно дышать и прожить два года в «прежнем ключе». А при 30-долларовых ценах (что тоже маловероятно) россиянам можно будет спокойно жить и работать в привычном русле 6 лет! И это — не учитывая новых, пока еще не раскрытых каналов пополнения казны. Уж не злит ли сказанное недругов? На первый взгляд, в путанице рынка углеводородов главное — не мешать насыщению экономик любой энергией. И не стопорить выздоровление хозяйственных организмов целых континентов, охваченных кризисом. Но, увы, президент США Дональд Трамп в своем яростном предвыборном порыве так не думает. 

Разрешили «Северный поток-2» два года назад — и не жалеют!

«Никто из вас и не слышал о «Северном потоке-2», пока не пришел Трамп, — гордо заявил журналистам нынешний обитатель Белого дома на пресс-конференции, транслировавшейся телеканалом NBC News. Президент возмущен тем, что Германия ввозит из РФ от 60% до 70% энергоресурсов.

Глава республиканского кабинета находит, видите ли, нелогичным, что ФРГ платит «миллиарды долларов» Москве, а США… защищают немцев. Интересно, от кого? От тех русских, которые добровольно и не проиграв ни единого сражения, вывели войска из той же Германии в отличие от осевших там американцев! Такова заокеанская логика в канун судьбоносных выборов 3 ноября. Спасибо еще, что Трамп не подхватил тональности заданного ему нового коварного вопроса о балтийской энерготрассе: нельзя ли, мол, больше взвинтить ставки для ее подрыва, используя эпизод с Алексеем Навальным? Отойдя от столь дикой взаимоувязки, Трамп не стал ее развивать и перешел к своему привычному «коньку» о мнимой неблагодарности Берлина за оборону ФРГ от (как говорят штатные идеологи) славянских орд. Но с какой стати недругам Кремля «говорить о каких-то мерах со знаком минус в отношении международного проекта, где участвуют и германские компании и так далее? — недоумевает в Москве Дмитрий Песков. — Как-то это нерезонно, а главное — не имея никаких оснований для таких разговоров в настоящий момент».

В эти же дни совершенно иной — конструктивный шаг в правовом поле «Северного потока-2» сделал премьер Швеции Стефан Левен. Прибыв на Шпрее, он оспорил вмешательство врагов «Северного потока-2» в вопрос о зависшем исходе магистрального проекта. Взгляд гостя изложила Frankfurter Allgemeine Zeitung. И хорошо! Но в целом критиковать прессинг внешних сил на Балтике стало очень даже непросто. Защищать объявленное в 2018-м согласие Стокгольма с прокладкой артерии для поставок «голубого топлива» от «Газпрома» в ФРГ — для этого нужны твердость курса и принципиальность настоящего европейца. Сказав, что королевство, занявшее половину берегов Янтарного моря, дало «добро» трассе два года назад, премьер скандинавской страны отметил: «Нами приняты все решения по выдаче разрешения на «Северный поток-2». Нам очень важно, чтобы в этом вопросе соблюдалось международное право». Казалось бы, рядовая констатация. Но немалая доля политического мужества и неподверженности наветам здесь налицо. Да и взвешенная государственная мудрость — тоже. Во всяком случае, Левен не склонен связывать — по совету подсказчиков — «Северный поток-2» с пока еще далеко не выясненными перипетиями судьбы того же Алексея Навального. 

Тем временем в Берлине глава Восточного комитета немецкой экономики Оливер Хармс, как пишет Tagesschau, заявил: приостановка строительства трассы может обойтись европейским компаниям во многие миллиарды евро. Но дело не только в деньгах. Отказ от завершения проекта обернется потерей рабочих мест, особенно на востоке ФРГ. При этом, как излагает текст того же интервью РИА Новости, Хармс не верит в то, что соглашение о создании газопровода может быть оспорено задним числом. Ведь это, сказал он, будет означать, что любой бизнес-проект можно приостановить «в зависимости от политконъюнктуры»… Занимая столь же трезвую позицию, глава газового объединения ФРГ — Zukunft Erdgas — Тимм Келер отметил: «При остановке стройки понадобится списать вложения в размере 8 млрд евро». Кроме того, потребителям «голубого топлива» придется оплатить расходы в размере 4 млрд евро на прокладку соединительных трубопроводов, которые затем, увы, не будут использоваться. По прогнозу Келера, сказанное приведет, конечно, и к заметному росту цен на газ в Евросоюзе из-за сокращения поставок.

В бой идут не только старики

Пока на главный (увы, отнюдь не рыцарский по своей этике) поединок за владение Белым домом «идут одни старики», которым далеко за семьдесят, а порой гораздо ближе к восьмидесяти, как в былом Политбюро ЦК КПСС, — не бездействуют и менее престарелые члены их команд. Они тоже воюют за свои платформы — как демократическую, так и республиканскую. Так, храбро бьется за раскрепощенный «энергетический трампизм» глава федерального агентства по охране окружающей среды (ЕРА) Эндрю Уилер.

На предыдущей неделе этот министр экологии США обвинил оппозицию Байдена том, что «своей борьбой за предотвращение изменений климата она наносит ущерб американским беднякам». Пока я остаюсь в своей должности, сказал г-н Уилер, — агентство ЕРА — в случае переизбрания Дональда Трампа на президентский пост — «будет по-прежнему поддерживать развитие (ТЭК — Авт.) и дерегулирование». Речь идет, как понимает читатель, о нелегком для Белого дома сбрасывании бюрократических препон на пути роста именно углеводородной энергетики, нагроможденных до 2017-го недругами нефти и газа в лице Барака Обамы и его администрации. В своей речи оратор, судя по отзыву Reuters, дал приоритеты республиканцев. Для них нефтяная, газовая, угольная отрасли и генерирование электричества — это священные сферы занятости преданного электората консервативной The Grand Old Party (GOP). 

Выступление Уилера было не рядовым, а юбилейным — посвященным 50-летию создания самого же ЕРА. Поэтому выводы докладчика звучали не сухо и по-чиновничьи, а скорее идеологически. Своими чеканными оценками Уилер защитил достижения Трампа в снижении запретных или как минимум ограничительных планок как на загрязнение атмосферы предприятиями и на размеры ущерба от транспорта разных типов, так и на программы бурения на нефть и газ опять-таки в Соединенных Штатах. По мнению республиканцев, самое главное вот что: вступающий в жизнь выходец из провинциальной семьи должен иметь свободный биографический шанс: устроиться на хорошо оплачиваемую работу и шахтером, и электриком, и обустройщиком какого-либо месторождения, и оператором на ТЭС, и строителем трубопровода.

Полувековой юбилей ЕРА как предвыборный стимул 

«Некоторые члены прежних правительств и «прогрессисты» в конгрессе США вывели на авансцену отстаивание всего лишь одного пункта, — пояснил у микрофона Уилер. — Словом, они сосредоточены во многих случаях только на изменениях климата… Дескать, это важнее, чем интересы наших общин (в муниципальных образованиях — Авт.) по всей стране». 

Итак, нашлись у оратора, отметившего юбилей ЕРА, и доводы против, как он считает, псевдосоциальных тревог среди рвущихся к власти демократов. Это они клеймят Трампа за «подрыв общественного здравоохранения путем ревизии программ по очищению воздуха и источников водоснабжения, что, мол, диспропорционально бьет по штатам с низким доходом населения». Более того, сидящие под куполом Капитолия «демократы доказывают, будто рабочие места в американской экономике будут активнее создаваться в русле перехода к чистой энергетике». Ничего подобного! — возразил Уилер. Лишь при условии переизбрания Трампа ЕРА получит обеспеченный финансами шанс: помочь экологическому «возрождению общин, повышению качества питьевой воды, реформированию выдачи разрешений на хозяйственную деятельность, очистке земель за счет соответствующих «суперфондов» и, наконец, четкому управлению обработкой посевов пестицидами».

Эти меры республиканского кабинета, отметил глава ведомства, многое дадут продвижению природоохранной справедливости. «Дадут больше, чем вся риторика политкампаний», — заверил Уилер, выступая в библиотеке имени президента Ричарда Никсона в калифорнийском городе Йорба Линда. Т.е. там, где легендарный республиканец провозгласил создание ЕРА в 1970-м. Поскольку юбилейная речь звучала в Калифорнии, — демократическим властям штата изрядно досталось от Уилера. Во-первых, он ударил по той поспешности, с которой местное губернаторство перевело крупный сегмент ТЭК на солнце и ветер. Сделав это огульно и в ущерб ископаемым видам топлива, сказал докладчик, органы самоуправления обрекли калифорнийцев на частые отключения света — печально известные в Америке blackouts. А парой дней позже сам Трамп наголову разгромил калифорнийские blackouts в своей предвыборной речи, напомнив, что ни Россия, ни Индия, ни Китай не делают подобных глупостей с альтернативной энергетикой; и не дай-то Бог г-ну Байдену, если тот вдруг победит, почувствовать всю свою слабость в диалоге с лидерами названных государств. Ну а другому штату — Нью-Йорку досталось за блокирование прокладки газопровода из глубин континента к атлантическому побережью США, о чем «Нефтянка» уже рассказывала.

Атакуя республиканцев, друзья экс-президента Обамы прибегли к своему любимому «коньку». Дескать, Трамп, Уилер «и иже с ними», быть может, и заботятся о кошельке «простого американского работяги», но это — белый работяга. «Меры Трампа… содержат в себе ясное послание: жизни индейцев, чернокожих и мулатов мало что значат для нынешней администрации», — не случайно перевел полемику в ожесточенно-этническое и даже расовое русло некий Мустафа Сантьяго Али. В кабинете демократов он занимал должность старшего куратора вопросов природоохранной справедливости в той же ЕРА.

Кувейт рискует остаться без денег

Уже к ноябрю нынешнего года небольшой, но изобилующий «черным золотом» эмират в северо-западном «углу» Персидского залива рискует остаться без резервов ликвидности в своей казне. У Кувейта попросту не останется средств для выплаты заработков своим госслужащим.

А ведь они занимают 80% всех рабочих мест в этой скромной по площади, но ресурсно богатейшей «энергетической сверхдержаве». Как передает Bloomberg, об истощении бюджетных фондов сурово предупредил министр финансов ближневосточной монархии Барак аль-Шитан. По сравнению с рекордным 2014 годом вдвое снизились доходы страны от экспорта нефти и газа. А ведь именно эти поставки за рубеж дают Кувейту 90% всех денежных поступлений. Сокращение прибылей от вывоза энергоносителей происходит несмотря на то, что сами по себе цены на нефть немного выправились после тяжелого начала апреля текущего года. Но зато два других негативных для углеводородного ТЭК фактора продолжают сказываться вовсю. Это, прежде всего, падение спроса на нефть из-за пандемии коронавируса с естественным сокращением транспортных перевозок и сворачиванием ряда промышленных отраслей. Болезненно сказывается на традиционном ТЭК и все более сильная на Западе тенденция к переходу на возобновляемые источники энергии. 

 В Кувейте, помимо государственного жалованья, каждая семья получает из казны в среднем по 2 тыс. долл в месяц. Эти социально ориентированные доплаты квалифицируются в эмирате как дотации на финансирование трех потребностей семейного бюджета. Речь идет о жилищно-коммунальных расходах, о закупке горючего и об оплате продуктов питания. Необходимость наполнять эти разделы денежными переводами соотечественникам составила для Минфина ¾ всех нужных сумм ликвидности по статье «государственные расходы». Все это, конечно, по-прежнему делается, но из-за долгого кризиса на рынке нефти эмират вот уже седьмой год выполняет плановую норму «социалки» не «живыми деньгами», а за счет накопления госбюджетного дефицита. К настоящему моменту таковой достиг уже критической цифры: 46 млрд долл! Именно поэтому министр аль-Шитан и призвал парламент застраховаться и объявить об эмиссии тиража облигаций внутреннего займа на сумму до 65 млрд долл. Но как же, собственно, реагируют законодатели?

Парламент, оказывается, блокирует инициативу Минфина. У народных избранников — острые противоречия с правительством, назначаемым эмиром. По данным Bloomberg, корень разногласий кроется в том, что депутаты не доверяют законопроекту об эмиссии. Не доверяют потому, что страна, увы, дрожит в череде коррупционных скандалов. Мало этого, ряд парламентариев считает, что вместо выпуска гособлигаций следует, мол, попросту «залезть» в национальный Фонд будущих поколений. Насчитывая 550 млрд долл, он по праву считается 4-м крупнейшим гарантийно-финансовым инструментом подобного типа на планете. Но немало и таких законодателей, которые выступают против «взламывания кубышки», требуя взамен приступить к диверсификации экономики. А иначе даже самый крупный фонд рискует быть «вычерпан» за 15-20 лет. По словам Фаваза аль-Сирри, главы фирмы финансово-политических коммуникаций Bensirri, «общераспространенное убеждение в Кувейте таково, что страна якобы навечно останется богатой».

Г-н аль-Сирри описал эти настроения образно. Представьте себе, сказал он, что однажды утром «вы, проснувшись, обнаружили, что ваши сбережения иссякли. И ведь неожиданность не объясняется тем, что вы, мол, не изучили свой очередной банковский Statement. Наоборот, вы его как раз изучили. Но восприняли цифры без тревоги: видимо, возникший «минус» — это ошибка банка. Собственно, так самонадеянно вы и решили. А потом, как ни в чем не бывало, взяли — и купили себе еще одни наручные часы люкс-марки Rolex».

Назревает утечка полутора миллионов баррелей 

Танкер Nabarima нависает одним бортом над панорамой венесуэльского побережья в заливе Париа. А другим бортом, чуть ли не зачерпнув карибской воды, он опущен к морской глади почти до палубы. Эта давно лишенная ремонта и потому ржавеющая махина 264-метровой длины содержит в своих помятых трюмных танках 1,4 млн баррелей сырой нефти с Ориноко.

 С чем сравнить эту цифру? Что ж, она впятеро больше объема «черного золота», которое вылилось в океан у берега Аляски с нефтевоза Exxon Valdez в 1989-м. Да-да, речь идет о том самом злосчастном судне, авария которого напугала экологистов всей планеты. Она же разорила вкладчиков ведущего — в мировом судоходстве — страхового гиганта: лондонскую империю Lloyds. Теперь вы, надеюсь, можете себе представить, что случится, если гигантским пятном радужной пленки покроет воды Карибского бассейна этот сломанный и неуправляемый танкер — Nabarima. Правда, ни в какой экспортный рейс он не идет. Ибо давно используется как плавучее «суперхранилище» сырья для перекачки на другие, гораздо более исправные нефтевозы. Но вот беда: эти суда не подходят к постепенно тонущему танкеру вот уже года полтора. Иными словами, с тех пор, как Вашингтон начал еще сильнее душить своим топливно-энергетическим эмбарго Боливарианскую Венесуэлу во главе с преемником Уго Чавеса — президентом Николасом Мадуро.

На своем сайте мы иногда спорим с зарубежными новостными лентами и их подчас предвзятыми оценками. Но на сей раз Associated Press (AP) вторит истину. Хотя из-за молчания властей в Каракасе ничего толком не известно о подлинной степени износа гниющего судна, но появления трещин на нем опасается весь субрегион на северо-восточном изгибе Южноамериканского материка. Пострадать может целое государство — суверенный производитель газа на шельфе близ дельты Ориноко: Тринидад и Тобаго. Загрязнение может дойти до островных «курортных жемчужин» — Кюрасао, Бонайре и Арубы. А уж саму-то Венесуэлу столь крупная утечка отравит тем более надолго…

…Супертанкер был спущен на воду на южнокорейской верфи Samsung в 2005-м. Построили его по заказу ConocoPhillips — той самой корпорации, которая через два года демонстративно покинула «нефтяное Эльдорадо» Латинскаой Америки в знак протеста против радикальной национализации всего топливно-сырьевого сектора, объявленной бушевавшим в митинговом порыве команданте. Американский «супермейджор» выиграл с тех пор, как и ExxonMobil, не один судебный процесс против горячих, но малоопытных патриотов, пожелавших в одночасье сделать доли мажоритарных игроков миноритарными. Но что толку в судебных вердиктах, если на их фоне — без обслуживания — рушатся буровые вышки, трещат трубопроводы, ломаются крекинг-установки и кренятся танкеры наподобие той же Nabarima? Отрасль — в яме огромного долга, перманентного разорения и управленческого хаоса с элементами коррупции недавних лет, за которую, по признанию самого же официального Каракаса, «мотают сроки» десятки бывших топ-менеджеров. 

Предотвратить катастрофу можно только сняв санкции 

На условиях анонимности один из боссов нефтегазовой госкорпорации PDVSA поведал спецкору AP, что без профилактического ремонта оказались сильно поврежденными клапаны, с помощью которых должна действовать система балансировки балласта для стабилизации судна. Вот, собственно, оно и опустилось — под спудом излишнего веса закачанной нефти — на 14,5 метра, да еще и наклонено своим правым бортом на пять лишних градусов.

Отклики на случившееся неодинаковы. Глава аналитической службы Caracas Capital Markets Расс Даллен отозвался словесной выволочкой в адрес виновных: “Если бы не пренебрежение обязанностями (по содержанию плавсредства — Авт.) и не тупость, — танкер не оказался бы в столь плачевном состоянии». Но нет, дела не так уж плохи — Nabarima держится устойчиво», а проблема недавнего подтопления одной его части «рассмотрена и решена», — заверяют эксперты итальянской Eni, являющейся миноритарным инвестором в соседнем СП Petrosucre. А вот создатель фирмы по безопасности навигации I.R.Consilium Иан Рэлби не так оптимистичен. В его глазах нынешний сюжет сравним с горькой сагой танкера Safer, годами ржавеющего у йеменского берега с более чем миллионом баррелей невыгруженной нефти. «На первый взгляд, нынешний эпизод может показаться чем-то вроде рутинной протечки из трубы, да еще где-то в далекой Венесуэле, — посетовал г-н Рэлби. — Но ведь последствия могут оказаться катастрофой для всей акватории Карибов».

Да и как не поверить в эту опасность, если не далее как в августе 2020-го выброс жидких углеводородов на НПЗ El Palito покрыл ядовитой пеленой 9-мильную полосу девственных карибских пляжей?! «Я приглашал вас лично осмотреть Nabarima хотя бы с высоты, сеньор президент, — громко взывает к Мадуро античавист Эудис Гирот из оппозиционной Федерации нефтяников Венесуэлы. — Сядьте на вертолет — и вылетайте туда. Выполните, так сказать, свое же собственное инспектирование. Хотя сам я все еще надеюсь, Господи, что я не прав». К горькому обращению профсоюзного вожака приложены, по его словам, три фото затопленного машинного зала на супертанкере… Итак, кто же там прав и кто виноват? Выяснять сейчас не время. Надо добиться от администрации США хотя бы частичного смягчения чудовищных (даже для турбулентной истории Латинской Америки) санкций. Следует разрешить нефтевозам под любым флагом свободно подходить к борту Nabarima и хотя бы понемногу выкачивать содержимое. Завтра может быть и впрямь поздно! 

Павел Богомолов