Мелеющий Каспий и рост добычи на Кашагане

Компания North Caspian Operating, управляющая гигантским нефтяным месторождением Кашаган на шельфе Казахстана, обеспокоена проблемой борьбы с колебаниями уровня Каспийского моря. За последнее десятилетие уровень воды в мелководной северной части Каспия на шельфе Казахстана упал на метр. Тем не менее консорциум, разрабатывающий Кашаган ставит высокую планку для наращивания нефтедобычи, а также собирается этой осенью анонсировать новый проект в Каспийском море.  

О циклическом характере изменений в Каспийском море известно давно. С середины 2000-х годов начался очередной маловодный период на Каспии, который, согласно прогнозам, может продлиться до конца 2020-х годов. Однако в этом году вклад в обмеление каспийской акватории вносят аномальные погодные явления. Жаркая весна в Иране, Туркменистане и Азербайджане привела к ускоренному падению уровня воды в южной части каспийской акватории. Что касается России, о сильном обмелении Волги заявляли в крупнейших поволжских городах — Волгограде, Казани, Ульяновске и Твери. Заметно усохло побережье Туркменистана, аналогичные проблемы зафиксированы и в Казахстане. S & P Global Platts сообщает, что резкое падение уровня Каспийского моря создает новые материально-технические задачи для крупнейшего нефтяного проекта Кашаган на казахском шельфе.

Колебания уровня воды в Каспийском море доставляли много проблем добывающим компаниям. В конце прошлого века рост уровня моря примерно на 2,5 м метра (за последнюю четверть двадцатого столетия) приводил к наводнениям на месторождении Тенгиз на побережье Казахстана, которое разрабатывается консорциумом под руководством Chevron. Но в последние два десятилетия проблемы из-за обмеления Каспия возникли у консорциума North Caspian Operating на мелководном Кашагане. Снижение за последние десять лет уровня воды на один метр ниже среднего уровня привело к тому, что обычные суда не могут поддерживать поставки грузов и персонала на месторождение. NCOC вынуждена использовать для этих целей вертолеты, а также суда на воздушной подушке.   

Одно из крупнейших нефтяных месторождений в мире (с запасами в 9-13 млрд баррелей нефти) открыто в 2000 г. Проект на Кашагане стоимостью в 55 млрд долларов входит в число самых дорогих нефтегазовых разработок в глобальном масштабе. Месторождение запущено в эксплуатацию в 2016 г. и совсем недавно пережило первую остановку добычи на ремонтные работы. Согласно информации компании-оператора NCOC, летом 2019 г. Кашаган успешно восстановил объемы добычи нефти, которые к июлю достигли 370 тыс. баррелей в сутки. 35-дневное отключение, завершенное в мае текущего года, включало меры по повышению безопасности и эффективности, в том числе модернизацию на перерабатывающем заводе, а также обновление морской системы закачки газа, что позволило консорциуму строить новые планы увеличения производственных объемов. В перспективе North Caspian Operating, управляющая гигантским нефтяным активом, собирается нарастить добычу на месторождении до более 450 тыс. баррелей нефти в сутки в рамках первой фазы реализации проекта. В состав NCOC входят компании: «КазМунайГаз» с долей 16,88%, Eni, Total, ExxonMobil и Shell с долями 16,81% каждая, а также CNPC с 8,33% и Inpex с 7,56%.

В июле North Caspian Operating заявила о начале проектных работ для второй фазы освоения Кашагана, что приведет к дальнейшему значительному увеличению производства нефти на месторождении. Кроме того, консорциум заявил о намерении представить до конца третьего квартала 2019 г. план разработки соседних месторождений Хазар и Каламкас. Совместная разработка этих активов с использованием инфраструктуры Кашагана позволит добавить эффективности уже разрабатываемому проекту. В рамках освоения Хазар и Каламкас предполагается пробурить более 50 новых скважин и выйти на объемы нефтедобычи в 100 тыс. баррелей в сутки. Окончательное решение для этого проекта предполагается принять не позднее 2022 г. 

Мария Кутузова