Масштабные прорывы: топ-5 крупнейших разливов нефти на нефтепроводах

Прорыв трубопровода в Альберте, Канада, 2001
Прорыв трубопровода в Альберте, Канада, 2001

В прессе регулярно возникают сообщения об утечке нефти в результате столкновения танкеров, взрывов на нефтеплатформах или разрывах трубопроводов. Нефть изливается на почвы и в воды. «Зеленые» говорят об угрозе мировой экологии, нефтяные компании подсчитывают убытки от разлившейся нефти, а консалтинговые фирмы приводят неутешительную статистику. Например, британская компания TINA Consultants, занимающаяся предотвращением утечек нефти с нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих предприятий и трубопроводов, подсчитала, что за период с 1995 по 2005 год из каждого миллиона тонн добытой или хранимой нефти около 3 тонн попадало в водную среду. Ежегодно количество аварийных утечек нефти все увеличивается.

Россия — одна из главных нефтедобывающих держав, и она же — лидер по масштабу «нефтепотерь». Россия теряет 3,5–4,5% нефтяного сырья при добыче и транспортировке. Такова статистика НП «Центр экологии ТЭК». А по данным РБК, при уровне добычи в 510 млн тонн в год потери составляют 18–23 млн тонн. Соответственно, «утекает» от 14,2 до 17,2 млрд долларов. Большее количество нефти изливается при её транспортировке по трубопроводам в результате их изношенности или механических повреждений.

В мире же самые крупные катастрофы случаются в результате морских аварий. Так, ежегодно в воду попадает около 1,5 млн кубометров нефти и нефтепродуктов, гибнут птицы, рыбы, а иногда и люди. Такие катастрофы трудноустранимы. Пресса, правительства и международные организации уделяют им большее внимание. Однако сегодня поговорим о крупнейших за последние 20  лет прорывах нефтепроводов и их последствиях. Ведь, казалось бы, не столь значительные, они наносят не менее губительный удар по экологии и экономике нефтедобывающих стран.

Август 1994 г. Авария на нефтепроводе Возей — Головные сооружения АО «Коминефть». Усинский район Республики Коми.

Ликвидация последствий прорыва трубопровода в Республике Коми © ecoindustry.ru
Ликвидация последствий прорыва трубопровода в Республике Коми
© ecoindustry.ru

Крупная экологическая катастрофа, связанная с аварией на нефтепроводе АО «Коминефть», произошла в августе 1994г. в Усинском районе Республики Коми. В результате появления на трубовопроде маленьких дырочек, так называемых свищей, произошла массовая утечка нефти. По разным данным, потеря составила от 102 000 до 576 000 баррелей сырой нефти. Точных данных о площади загрязненной поверхности нет, но цифры колеблются от 69 до 115 га. Эта катастрофа оказалась крупнейшей за последние 20 лет не только на территории Коми, но и в масштабах всей страны.

В докладе, опубликованном на сайте Министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми, среди причин прорывов трубопроводов на севере республики названы «корроизный износ коммуникаций, а также сложная инженерно-геологическая обстановка, обусловленная распространением многолетнемерзлых пород».

Так, аварийный нефтепровод, по которому нефть транспортировалась от группы месторождений в Ненецком автономном округе и в Усинском районе Республики Коми до Головных сооружений АО «Коминефть», пролегал по трассе с многомерзлыми грунтами, термокарстовыми явлениями, оползнями по берегам рек. Все это крайне негативные факторы, которые часто приводят к разрывам трубопроводов.

Износ трубопровода также сыграл не последнюю роль. Введенный в эксплуатацию в 1975г, он использовался без какого-либо ремонта почти 15 лет. В результате проведенных исследований выяснилось, что без защиты от коррозии трубопровод мог разрушиться еще к 1990г. Соответствующие меры действительно были приняты, но оказались недостаточно эффективны: еще до аварии в 1994г. на этом трубопроводе было зафиксировано 32 аварийных случая.

Руководству «Коминефти» достаточно долго удавалось скрывать произошедшую катастрофу. Об утечке большого количества нефти стало известно только спустя месяц после аварии. Происшествие взволновало не только жителей республики, но и мировую общественность. Излияние нефти через реки Колва и Уса в реку Печора, а затем в Баренцево море и Северный Ледовитый океан могло повлиять на экологию стран Северной Европы, Канады и США.

Последствия коснулись непосредственно жителей Усинского района, оказавшихся в радиусе загрязнения. А именно 63,5 тысячи человек, проживающих в 8 населенных пунктах на территории утечки нефти. Некоторые из этих поселений специализировались на животноводстве и фермерском хозяйстве. Ухудшение среды обитания рыб и птиц, сильное загрязнение почвы и воды, резкое повышение падежа скота – все это последствия аварии, которые негативно сказались на рыболовстве и сельском хозяйстве. В этих районах также повысилась заболеваемость среди взрослых и детей.

Грандиозные убытки от разлива понесла и «Коминефть». За загрязнение окружающей среды компании пришлось выплатить Министерству природы Республики Коми 62,2 млрд рублей и более 311 млрд рублей Департаменту охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Коми за загрязнение водной среды региона. Помимо этого, «Коминефть» оказалась должны 124 млн долларов международным финансовым структурам, предоставившим кредит на устранение последствий аварии.

В результате банкротства АО «Коминефть» оказалось в составе ОАО «НК “Лукойл”».

1998г. Авария на подводном трубопроводе компании ExxonMobil. Нигерия.

Головные сообружения подводного трубопровода в дельте Нигера (Нигерия) © AFP/File
Головные сообружения подводного трубопровода в дельте Нигера (Нигерия)
© AFP/File

С открытием нефти в Нигерии в 1956 году страна постоянно страдает от негативных последствий взрывов и утечек нефти. Согласно статистике, за 20 лет (1976–1996) произошло 4647 аварийных случаев, в окружающую среду излилось в общей сложности 2 369 470 баррелей нефти.

Самой крупной аварией в истории Нигерии стал прорыв на нефтепроводе компании Mobil в 1998 году.

Причины: Компания Mobil начала добычу нефти в нигерийском штате Аква-Ибом около 30 лет назад. По нефтепроводам, которые соединяют 14 буровых платформ на прибрежном шельфе, нефть доставляют к нефтяному терминалу в Ква-Ибо. Из-за того, что трубопроводы были подвержены сильной коррозии, там и раньше случались прорывы и разливы нефти.

Возможно, ситуацию усугубил и тот факт, что нефтепроводы пролегают по территории крайне бедных поселений, и местные жители часто делают надрезы в трубопроводах, желая поживиться «бесплатной» нефтью. Воровство нефтепродуктов процветает в Нигерии: в результате таких случаев за последние несколько лет погибло сотни людей.

Последствия: В результате аварии в Атлантический океан попало 14 тысяч тонн нефти. Вода покрылась черной нефтяной пленкой на 200 км вдоль берегов штата Аква-Ибом. Урон был нанесен морской фауне этого региона, загрязнены десятки квадратных километров сельскохозяйственных земель. В целях ликвидации катастрофы ExxonMobil пришлось привлечь самолеты, вертолеты, корабли и специалистов из Великобритании и США.

Местные жители, страдающие от нищеты, безработицы и экологической обстановки, выступили против Mobil с протестной акцией, требуя рабочих мест для молодежи региона. Руководство компании ответило отказом, объяснив его необразованностью населения.

Тем временем прорывы нефтепроводов уносят сотни жизней. Во время взрыва 1998-го года погибли более тысячи нигерийцев.

Январь 2000г. Авария на трубопроводе компании Petrobras. Рио-де-Жанейро, Бразилия

Берег бухты Гуанабара после разлива © AFP
Берег бухты Гуанабара после разлива
© AFP

21 января 2000 года в бухте Гуанабара на берегу Рио-де-Жанейро разорвался трубопровод бразильской государственной нефтяной компании Petrobras. В воду вылилось около 8 177 баррелей нефти. Экологическая катастрофа настолько велика, что специалисты приравняли её масштабы к последствиям войны в Персидском заливе (тогда в ходе военных действий иракские войска сбросили в воды залива 8 млн баррелей нефти). Министр экологии Андре Корреа отметил, что это самая крупная для страны экологическая катастрофа за последние 25 лет.

Причиной катастрофы стал разрыв проложенного по дну моря нефтепровода. По одной из версий, авария случилась на участке подводного перехода с размытым дном, что привело к деформации трубы.

Вид на бухту Гуанабара
Вид на бухту Гуанабара

Авария в бухте Гуанабара сильно ударила по бюджету компании Petrobras. Происшествие вошло в рейтинг крупнейших штрафов за экологические преступления, подготовленный информационным агентством ТАСС.  Petrobras признала свою вину за случившееся и выплатила штраф более $25 млн. «Средства были направлены на восстановление экосистемы бухты и возмещение убытков, нанесенных населению прибрежных районов», — указано на сайте ТАСС.

Однако вред экологической обстановке уже был нанесен. Специалисты признали, что на восстановление окружающей среды после подобной катастрофы необходимо почти четверть века. В результате утечки нефти для нескольких городов возникла серьезная угроза отравления питьевой воды. Пляжи около Рио-де-Жанейро  оказались закрыты из-за сильного загрязнения. Погибло большее количество птиц и рыб, что нанесло значительный ущерб рыбному промыслу и экономике региона.

Компания Petrobras вообще не очень любит бухту Гуанабара. Это уже второй разлив нефти, допущенный одной и той же компанией в одном и том же месте. В 1997 году Petrobras вылил в бухту около 12 000 баррелей нефтепродуктов.

Январь, февраль 2010г. Авария на нефтепроводе Восточная Сибирь – Тихий Океан компании «Транснефть». Ленск, Якутия и Сковородинский район, Приамурский край.

Разлив нефти на месте аварии © energyland.info
Разлив нефти на месте аварии
© energyland.info

Общие сведения: Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан был введен в эксплуатацию в декабре 2009 года, а уже спустя 2 месяца на участке, проходящем в 30 км от города Ленска, произошла первая утечка нефти. На территории Ленского района было объявлено чрезвычайное положение. А вскоре после ликвидации последствий данной аварии, в феврале того же года, произошел прорыв нефтепровода в Приамурском крае.

В ходе расследования по этому делу оказалось, что причиной аварии стало нарушение правил ведения работ: ковшом экскаватора был поврежден трубопровод, что привело к его механическому повреждению и затем к разливу нефти.

Амбар (котлован для временного слива нефти) на месте аварии 22 января © sakhanews.ru
Амбар (котлован для временного слива нефти) на месте аварии 22 января
© sakhanews.ru

В Ленском районе Республики Саха 196 человек, принимавшие участие в ликвидации аварии, очистили 20 000 кв м загрязненной территории. Что касается аварии в Приамурском крае, из поврежденного участка вытекло 20 300 баррелей чистой нефти. Экологии Приамурья уже нанесен вред. Но больше беспокоит другое. Нефтепровод пролегает в непосредственной близости от городов и поселков, и в случае более крупной аварии могут погибнуть и пострадать тысячи людей. Ученых-экологов  также волнует участок нефтепровода, который пролегает вблизи озера Байкал. Некоторые специалисты утверждают, что в случае аварии в Байкал может попасть несколько тонн нефти. И это будет уже настоящая катастрофа.

Декабрь 2014г. Авария на нефтепроводе Ашкелон – Эйлат. Пустыня Арава, Израиль.

© NPA
© NPA

Общие сведения: Одна из самых тяжелых аварий 2014 года произошла 5 декабря на нефтепроводе Ашкелон – Эйлат на юге Израиля. Из разорванной трубы в пустыню Арава вылилось 21 900 баррелей нефти. Экологи отметили, что это самая крупная авария за всю историю Израиля.

Причины: Расследование показало, что утечка нефти стала следствием неосторожности при проведении ремонтных работ, во время которых и был поврежден трубопровод.

Последствия: Экономический ущерб государства из-за прорыва нефтепровода составил $7,6 млн.

В результате аварии сильно пострадали природоохранные зоны, находящиеся в области загрязнения. Например, заповедник Эврона, где живут олени и растут редкие виды растений. Проведенные измерения показали, что в воздухе на территории заповедника содержится повышенное содержание токсичного вещества бензола. Кроме того, из-за отравления ядовитыми парами были госпитализированы более 80 человек, оказавшихся на месте происшествия.

По мнению ученых, потребуются годы, чтобы восстановить окружающую среду загрязненного района. Однако, возможно, что полностью очистить территорию не удастся.