Компания продолжает освоение ресурсов северной части российского Каспия. На двух месторождениях ВИНК — имени Юрия Корчагина и Владимира Филановского — накопленная добыча превысила 15 млн т нефти. За год (с апреля 2017 г.) на двух активах ЛУКОЙЛа в Каспийском море производство углеводородного сырья составило 6 млн т. Промышленная добыча на месторождении им.Корчагина ведется с 2010 г., а запуск Филановского в 2016 г. вывел проекты на Каспии на новый уровень, позволил российской ВИНК значительно нарастить объемы извлекаемой нефти.

Как сообщает компания, сейчас на обоих месторождениях продолжаются работы в рамках вторых фаз освоения каспийских активов. На Корчагине готовится к отправке в море верхнее строение блок-кондуктора, запуск которого, а также бурение скважин второй очереди позволит вовлечь в разработку запасы восточной части месторождения. Запуск второй фазы на Корчагине позволит увеличить добычу нефти до 30 тыс. баррелей в сутки.

Дальнейшая программа бурения на месторождении им.Филановского нацелена на стабилизацию добычи на проектном уровне в 6 млн т нефти в год. За последнее время на этом каспийском активе ЛУКОЙЛа завершено строительство двух скважин — добывающей и нагнетательной. Согласно планам, на полке актив должен продержаться как минимум еще пять лет — с 2019 г. по 2023 г. На следующий год запланирован запуск третьей добывающей платформы на месторождении. Однако, по словам старшего вице-президента по добыче нефти и газа ЛУКОЙЛа Азата Шамсуарова, дополнительным потенциалом обладает аптская залежь, еще не учтенная в текущем профиле добычи на месторождении Филановского.

«Эта залежь может быть разбурена с имеющихся платформ благодаря наличию значительного числа резервных слотов для скважин. Мы будем проводить опытно- промышленные работы на этой залежи с целью удлинения полки добычи на Филановском. При разработке месторождения мы использовали так называемую интегрированную модель, объединяющую все основные технологические модели, что позволило эффективно корректировать первоначальные проектные решения, например, в части размещения и конструкции эксплуатационных скважин. Мы также активно применяли опыт, накопленный при разработке месторождения Корчагина. В частности, мы смогли эффективно сократить сроки строительства скважин, добившись превышения среднеотраслевого значения на 10% в соответствии с данными IPA», — рассказал Шамсуаров в ходе дня инвестора ЛУКОЙЛа, прошедшего в марте в Лондоне.

Инфраструктура месторождения им.Филановского на Каспии должна стать базовой для разработки других активов компании в этом регионе. В рамках Северо-Каспийской нефтегазоносной провинции геологи ЛУКОЙЛа открыли 10 месторождений. В рамках дня инвестора в Лондоне руководство компании представило новые планы развития шельфовых проектов. Так, до конца текущего года предполагается принятие окончательного инвестиционного решения для еще одного актива ВИНК на шельфе Каспия — Ракушечному месторождению, которое может быть введено в эксплуатацию в 2023 г. с проектным дебитом более 20 тыс. баррелей нефти в сутки. Сейчас ЛУКОЙЛ работает над оптимальным вариантом освоения месторождения имени Юрия Кувыкина, а также занимается решением вопросов монетизации газа Хвалынского месторождения.

Запуск промышленной добычи на Хвалынском запланирован на 2030 г.
Согласно планам компании, Балтийское море станет еще одной точкой роста морской нефтедобычи ЛУКОЙЛа. Промышленное освоение морских ресурсов Балтики стартовало еще в 2004 г. с запуска добычи на Кравцовском месторождении. В 2015 г. компания открыла в российской части Балтийского моря еще несколько месторождений, для которые была разработана комплексная концепция освоения. Так, начало эксплуатационного бурения на D41 компания запланировала на 2018 г., а добычу первой нефти — на 2019 г. По словам Шамсуарова, месторождение будет разрабатываться с суши горизонтальными скважинами длиной до 7 км, что позволит снизить затраты на его освоение. В следующем году предполагается закончить проектирование разработки месторождения D33, которое может быть введено в эксплуатацию в 2023 г. с использованием автономных мини-платформ или систем подводной добычи. На соседнем с уже разрабатываемым Кравцовским D6-южное в 2022 г. должны завершиться геологоразведочные работы. «Балтика уникальна тем, что расположена вблизи регионов потребления, что существенно снижает расходы на транспортировку продукции и повышает экономическую эффективность проектов. В дополнение к этому в отношении балтийских месторождений действует специальный налоговый режим для морских проектов»,— отметил Шамсуаров.

Об интересе российских компаний в разработке казахстанской части шельфа Каспийского моря в начале апреля сообщил министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев. В частности, речь шла  о вхождении в проекты Женис и I-P-2 в казахстанской части каспийского шельфа. Эти участки находятся в южной части казахстанского шельфа. Неподалеку от этого района находятся СП ЛУКОЛа и «Казмунайгаза» — Центральное (у ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» по 25%) и Хвалынское месторождения (доля российской компании — 50%). Интерес игроков российского рынка к морским участкам в Казахстане объясняется облегчением с 2018 года налогового законодательства для работы на шельфе.

Среди последних новостей о зарубежных морских проектах российской ВИНК можно отметить победу консорциума ЛУКОЙЛа и итальянской Eniв ходе аукциона, проведенного в конце марта этого года Национальной комиссией по углеводородам Мексики, на разработку 28-го нефтегазового блока на шельфе Мексиканского залива в провинции Куэнкас дель Суресте. Блок расположен на глубине от 20 до 500 м. Оператором проекта с 75%-ой долей в совместном предприятии будет Eni, а доля ЛУКОЙЛа в консорциуме составит 25%.

Компании предложили мексиканским властям роялти в размере 65%, а также единовременную выплату в 59,8 млн долларов за этот актив, и в результате смогли победить пять конкурентов, среди которых была и Dea миллиардера Михаила Фридмана. Однако мексиканская дочка Dea смогла обойти ЛУКОЙЛ в «битве» за 30-й нефтегазовый блок в провинции Куэнкас дель Суресте. Dea выиграла также еще два участка – 16-й и 17-й блоки в провинции Тампико Мисантла Веракрус.

Консорциум ЛУКОЙЛа и Eni уже добивался успеха в мексиканских тендерах: в прошлом году компании получили доступ к трем перспективам блокам на шельфе Мексики. Тогда же российская ВИНК самостоятельно выиграла аукцион на право разработки еще одного 12-го блока, расположенного в мелководной части Мексиканского залива.

По информации ВИНК, ЛУКОЙЛ присутствует в Мексике с 2014 г., когда было заключено соглашение о сотрудничестве с мексиканской компанией Pemex. В 2015 г. ЛУКОЙЛ вошел в проект разработки блока Аматитлан, с ресурсным потенциалом около 570 млн т нефти. Предварительные оценки руководством российской компании необходимых инвестиций в мексиканские проекты составляют 250 млн долларов.

Мария Кутузова