Правящая коалиция страны согласовала бюджет на 2025 г. с рекордным финансированием на климат и энергетику. Правительство канцлера Шольца заявило о достижении сделки между коалиционными партиями после нескольких месяцев переговоров. Согласовано выделение «рекордных инвестиций» в возобновляемые источники энергии, промышленную декарбонизацию, электрическую мобильность и ускорение энергоперехода в секторе отопления.
Немецкие СМИ отмечают затруднения в составлении бюджета страны на 2025 г. из-за конституционного ограничения на новые заимствования. Тем не менее, канцлер, министры экономики и финансов Германии заявили, что им удалось избежать болезненных сокращений в приоритетных направлениях развития страны. По их мнению, новая бюджетная стратегия поможет вывести Германию на путь выхода из текущих финансовых проблем, а немецкая экономика сможет возобновить рост, подкрепленный усилиями по достижению нейтральности в области выбросов парниковых газов. Однако критики бюджета выражают сомнения в обоснованности таких оптимистичных интерпретаций достигнутой сделки по бюджету среди коалиционных правящих партий.
Согласно экспертным оценкам Федерации немецкой промышленности BDI, дефицит государственного бюджета в Германии в части планов страны по декарбонизации составляет 41 млрд евро в период до 2030 г. Этой суммы не хватает для финансирования программ, направленных на экологизацию немецкой экономики. По мнению руководства лоббистской промышленной группы, Германия выделяла слишком мало финансов на эти цели на протяжении десятилетий и теперь сталкивается с новыми инвестиционными потребностями.
BDI заявила о необходимости ускорения энергоперехода и преобразования немецкого государства в климатически нейтральную и развитую цифровую страну. Оценка и финансирование этих потребностей должно проходить в срочном порядке. Кроме того, промышленная ассоциация проанализировала бюджетные планы на уровне федерального правительства, штатов и местных органов власти и пришла к выводу о дефиците около 400 млрд евро в течение следующих десяти лет на финансирование инфраструктурных проектов, образования и строительства жилья.
Дефицит финансирования необходимых мер климатической политики, в таких областях как декарбонизация промышленности и развитие инфраструктуры заправки и зарядки нового транспорта, по мнению Федерации немецкой промышленности, составляет 6-7 млрд евро в год. Тогда как преобразование электросетей, создание водородной и CO2-инфраструктуры, а также строительство новых электростанций потребуют привлечения еще больших денег, и их оценка BDI еще предстоит.
Согласно выводам Немецкого экономического института и Института макроэкономической политики Германии в ближайшие десять лет необходимо выделить дополнительные 213 млрд евро на смягчение последствий изменения климата и адаптацию к ним. Сумма, которую экономические институты, называют «консервативной оценкой», необходима для энергоэффективной модернизации зданий; расширения сети электроснабжения и отопления, создания водородной инфраструктуры; производства и хранения возобновляемых источников энергии; а также поддержки энергоэффективности и инноваций. 13 млрд евро потребуются на защиту от экстремальных погодных условий. Для создания новой железнодорожной инфраструктуры страны необходимы дополнительные 60 млрд евро. 28 млрд евро потребуются на обновление общественного транспорта в регионах. Это финансирование, согласно выводам институтов, будет обеспечено за счет увеличения государственного долга.
Германия находится в процессе преобразования всей национальной экономики. Одна из целей страны предполагает достижение к 2045 г. нейтральности по выбросам парниковых газов. Переход во всех секторах – от энергетики до промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства – потребует привлечения новых инвестиций. В ближайшие годы гражданам Германии придется фундаментально изменить образ жизни, а также то, как предприятия производят и перевозят товары по стране. Одним из решений нехватки финансирования, которое рассматривает коалиционное правительство, станет быстрое повышение цен на выбросы CO2 в транспортном и отопительном секторах немецкой экономики.
Нина Маркова