Итак, 8 августа 1989 года Совет Министров СССР принял постановление «Об образовании государственного газового концерна «Газпром». Текст документа получился довольно компактным, и, в отличие от многих других решений тогдашнего союзного правительства, каждое слово в нем в буквальном смысле золотое. 

Главный смысл постановления — создание организационной-правовой конструкции, уникальной для советской экономики: «Газпром», де-факто сохраняя все функции отраслевого министерства, получил весьма широкие для того времени права и возможности госпредприятия — самостоятельный баланс, хозрасчет, самоуправление и  самофинансирование. Отдельным пунктом концерну предоставлялось право создать кэптивный коммерческий банк, чем «Газпром» и воспользовался год спустя, учредив действующий и поныне «Газпромбанк».

Никаких дополнительных льгот «Газпрому» не предоставлялось, но без подарка тоже не обошлось – 12-й пункт постановления предоставлял концерну максимально возможные в тот период полномочия в сфере внешнеэкономической деятельности, включая проведение экспортно-импортных операций по широкому ассортименту продукции, создание совместных предприятий с иностранными партнерами и организацию за рубежом технических и технико-коммерческих центров.

Завершал основной текст документа «протокольный» пункт: «Управлению Делами Совета Министров СССР в 2-недельный срок решить вопрос о размещении аппарата концерна «Газпром». Для выполнения этого пункта не понадобилось ни двух недель, ни даже двух минут: концерн остался «сидеть» в здании бывшего Мингазпрома – большом безликом доме на юго-западе столицы по адресу: улица Строителей, дом 8, корпус 1. Нового начальника тоже подыскивать не пришлось – «Газпром» возглавил экс-министр Виктор Черномырдин.

В приложении к документу были аккуратно, но без излишней детализации (в частности, без упоминания небольших обособленных организаций и филиалов) перечислены все основные объекты обширного газового хозяйства СССР — объединения основного и вспомогательного производства, газотранспортные предприятия, службы ЕСГ, строительно-монтажные тресты, НИИ и проектные институты. Интересно, что начинался этот внушительный перечень не с «А», а с «У» — с «Укргазпрома» (это довольно неожиданное начало, поскольку данное объединение с середины 70-х годов не входило в число крупнейших по объемам добычи), а заканчивался, как и положено, на «Я» — «Якутгазпромом». 

Предприятия газификации и газораспределения, включавшая все местные газопроводы низкого давления, на момент реорганизации работали в структуре республиканских Минжилкоммунхозов и поэтому в текст постановления не вошли и в состав «Газпрома» включены не были.

1990 год «Газпром» прожил довольно спокойно, а в 1991-м, как и вся страна, столкнулся с серьезнейшим геополитическим вызовом –распадом СССР. После августовского путча 1991 года, когда стало окончательно ясно, что Советского Союза в прежнем виде уже не будет (в частности, Россия признала государственную независимость прибалтийских стран), «Газпром» разработал план, предусматривавший сохранение единого добычного и газотранспортного комплекса трех республик — России, Украины и Белоруссии. Интенсивные переговоры на эту тему велись и с руководством среднеазиатских республик – Казахстана, Узбекистана и Туркмении. 

С помощью системы многосторонних и двусторонних обязывающих договоров «Газпром» надеялся сохранить наиболее важные части своего хозяйства — прежде всего, магистральные экспортные газопроводы и подземные хранилища газа. В декабре 1991 года, после подписания Беловежского соглашения и Алма-Атинской декларации, стало ясно, что реализация этого плана невозможна. Соответственно, пришлось организационно-правово и технически выделять, обособлять и оформлять российский сегмент «Газпрома». Таким образом, концерн потерял около четверти своей совокупной добычи и около трети магистральной газотранспортной сети.