Газов узел

Снимок экрана 2016-01-11 в 13.45.49«Газпром» пока остается единым экспортным каналом для российского газа, но на его лавры постоянно претендуют то «Роснефть», то «НОВАТЭК». Они хотят конкурировать со своим российским газом с российским газом от «Газпрома». Но вот зачем государству лишать себя дополнительного инструмента внешней политики? И насколько на самом деле эффективен этот инструмент?

Российская власть кровно заинтересована в том, чтобы контролировать ключевые для бюджета финансовые потоки. Все понятно с нефтью: «Роснефть», «Газпром нефть» и «Транснефть» по сути являются тремя китами, на которых базируется существенная часть бюджета, включая различные налоги на добычу и продукты переработки. Все понятно и с газом: «Газпром» остается ключевым экспортным каналом, через него идет практически весь экспортный российский газ.

Весь, да не весь. «Роснефть» и «НОВАТЭК» получили право на экспорт сжиженного природного газа. Да, с оговорками и ограничениями, но получили! Теперь проект «НОВАТЭКа» — «Ямал СПГ» пусть и нехотя, но движется к своему завершению. Да, в текущих условиях приходится рассчитывать на китайские инвестиции, но они идут, а значит наш восточный сосед и партнер получит свою долю как газа, так и прибыли от СПГ-проекта.

Но ладно про сжиженный газ. Это, конечно, доход, но сущий мизер по сравнению со сливками, которые снимает «Газпром» со своих экспортных поставок по трубопроводам. Отсюда новые телодвижения «НОВАТЭКа»: дайте нам возможность экспортировать газ, пусть и по агентским договорам с «Газпромом». Он будет иметь свой гешефт процент, ну а мы — существенный приток синих и зеленых бумажек с кучей нулей. Против такого варианта не против и самый главный добывальщик нефти всея Руси — «Роснефть». Ну а почему бы и нет?

Ясно, что «Газпром» против. Алексей Миллер неоднократно заявлял о необходимости единого экспортного канала как средства сдержать конкуренцию между российским газом и российским же газом. Государство-де получит куда меньше денег, если государственная «Роснефть» начнет вставлять палки в колеса государственному же «Газпрому». А ну как бюджет проиграет?

Так, да не так. Единый экспортный канал хорош до тех пор, пока ты можешь принуждать своих партнеров к действительно высоким ценам на газ. До недавнего времени газпромовский газ для Прибалтики стоил куда больших денег, чем то же «голубое топливо» для, скажем, Германии или Италии. Потому что несопоставимые объемы и репутация наиболее активных потребителей.

Другое дело, что единый экспортный канал оказался крайне удобным орудием политического давления. «Все то, что касается проектов строительства новых газотранспортных маршрутов в Европу, в Северо-Западную Европу — это экономически обоснованные проекты, которые подтверждены тем растущим спросом, который в настоящее время есть», — активно убеждает главного по стране главный по газу в той самой стране. Понятно, что о транзите через Украину речи нет. Понятно, что «Газпром» даже в страшном сне не может представить конкуренции с другими производителями газа, той же «Роснефтью» и «НОВАТЭКом», например. Правильно, и зачем, если один поставщик утвержден на самом верху?

Но вот Европе совсем не нравится зависимость от такого «надежного» поставщика. Потому что поставщик может «взять паузу» и так ее и не отдать. Особенности русского бизнеса, сами понимаете. Поэтому то же самое Министерство экономического развития ссылается на все ту же конкуренцию между российскими газами на европейском рынке. Мол, а какой смысл и зачем нам терять деньги? Другое дело, что европейские потребители все-таки подстраховываются на случай новой газовой войны и берут газ у того, кто никогда их не подводил с сороковых годов — Соединенных Штатов Америки. Американский газ нашел дорогу в порты Старого Света, и если «Газпром» продолжит ненужные бодания за свои драгоценные контракты, то вскоре окажется, что российский газ уже не так популярен на европейском рынке, как это было год-два назад.

Михаил Воронов