Обзор крупнейших нефтеналивных портов южного Средиземноморья: Марокко, Алжир, Ливия, Египет

Киногеничный «Белый дом»

В Средние века нынешняя Касабланка принадлежала доминировавшим в Северной Африке мавританцам и называлась Анфа. Потом этот регион захватили португальцы, переименовавшие город в Касабланку («Белый дом»), а в 1907 году город оккупировали французы. 

Во время Второй Мировой войны Касабланка была одним из трех основных мест высадки союзных войск в Северной Африке. В январе 1943 года в городе прошла Касабланкская конференция союзников с участием президента США Франклина Рузвельта, премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля и главы «Сражающейся Франции» Шарля де Голля, на которой были приняты важные стратегические решения, включавшие планы военной кампании на 1943 и 1944 годы, а также определена конечная цель войны — безоговорочная капитуляция Германии, Японии и Италии.

В 1956 году, когда Марокко получила независимость от Франции и Испании, Касабланка стала крупнейшим городом и портом страны.

Главная достопримечательность города — мечеть короля Хасана II с самым высоким минаретом в мире. Но в мировой культуре город больше известен как место действия классического американского фильма «Касабланка», поставленного в 1942 году выдающимся режиссером Майклом Кертисом с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман в главных ролях. Впоследствии колоритный город у моря стал героем еще нескольких голливудских блокбастеров, включая «Ночь в Касабланке», «Союзники», «Джон Уик-3» и «Миссия невыполнима-5». 

Порт Касабланки имеет причальный фронт общей длиной более 7 км и глубиной до 15 м. Основной импорт — нефть, машины и оборудование, стройматериалы (цемент), хлопок; экспорт — фосфаты, марганцевая, цинковая и железная руды, сельхозпродукты. Суммарный годовой грузооборот — около 25 млн тонн. В порту Касабланка имеются краны грузоподъемностью до 150 тонн, крытые склады, грузовые площадки, нефтехранилище и два элеватора. Судоремонтные мощности включают сухой док и 3 слипа. 

Антипод Гибралтара

Танжер был основан выходцами из Карфагена в начале V веке до н.э.; название города произошло от имени берберского божества Тинжис. В I веке до н.э. город вошел в состав Римской империи, получил название Юлия и стал столицей провинции Тингитанская Мавритания. В V веке н.э. город захватили вандалы, которых сменили греки, а затем арабы, включившие Танжер в состав марокканского (берберского) королевства Фес. В 1471 году город взяли под контроль португальцы, которые двести лет спустя передали его англичанам в качестве приданого за инфанту Екатерину Браганскую. Впрочем, вскоре англичане «передарили» Танжер султану Марокко. В 1912 году, когда Марокко разделили на французский и испанский протектораты, Танжерперешелпод контроль Испании, но вскоре был признан международной территорией под совместным управлением ведущих европейских стран — Франции, Испании, Великобритании, Италии, Португалии и Бельгии. В 1956 году Танжер вошел в состав независимого государства Марокко. 

Танжер — антипод Гибралтара, оконтуривающий стратегический пролив с юга. Порт Танжера состоит из обширного внешнего рейда глубиной до 14 м и небольшой внутренней гавани. Общая длина причального фронта — более 3 км. Основной импорт — нефть и нефтепродукты, металлы, стройматериалы (цемент), химическая продукция, генеральные грузы; экспорт — сельхозпродукция (рыба, пробка, пальмовое волокно, кожа). Суммарный годовой грузооборот — около 15 млн тонн. В порту имеются краны грузоподъемностью до 100 тонн, а также склады, открытые грузовые площадки и нефтехранилище. 

«Два льва»

Название Оран происходит от арабо-берберского wahran — «два льва». Во времена Римской империи на месте нынешнего Орана, расположенного на алжирском побережье Средиземного моря, существовала небольшая колония Уника, исчезнувшая в ходе арабского завоевания Магриба. Новый город был основан андалусскими маврами-торговцами в 903 году н.э. В 1509 году Оран был захвачен испанцами, а спустя 200 лет — османами. Затем испанцы отбили Оран, но в 1791 году по договору о мире и дружбе добровольно уступили город османским суверенам Алжира. Еще через 40 лет Оран перешел к Франции. 

До начала алжирской войны за независимость концентрация европейцев в Оране — две трети населения — была самой высокой среди всех городов Северной Африки. Увы, после обретения Алжиром независимости, в июле 1962 года, произошла так называемая «Оранская резня», унесшая жизни 3,5 тыс. мирных горожан. Вскоре большинство проживавших в Оране французов, испанцев и евреев спешно уехали на свою историческую родину.

В историю мировой культуры Оран вошел благодаря нобелевскому  лауреату Альбера Камю — именно здесь происходит действие романа «Чума», самого известного произведения выдающегося французского писателя. В культурном контексте надо отметить еще и тот факт, что Оран — родина знаменитого кутюрье Ива Сен-Лорана.

Порт Орана, заложенный при испанцах и принявший современные очертания при французах, включает внутреннюю гавань, внешнюю акваторию и бухту Сент-Терез; максимальная глубина — до 11,5 м — позволяет принимать суда длиной до 200 м и дедвейтом до 65 тыс. тонн. Основные обрабатываемые грузы — балкерные, генеральные, контейнерные, наливные (нефть и нефтепродукты), а также Ro-Ro.

Руины и терминалы

На месте нынешнего Арзева в древние века находился Портус Магнус, один из крупнейших римских портов. Затем город и порт были разрушены и возродились уже в новой истории — в 1845 году французский король Луи-Филипп распорядился создать около величественных древнеримских руин населенный пункт под названием Арзев ле-Порт, вскоре ставший крупным центром промышленного рыболовства. Во время Второй Мировой войны, в ноябре 1942 года, в Арзеве в рамках десантной операции «Факел» (захват побережья Марокко, Алжира и Туниса) высадились союзные войска.

После войны, когда Алжир занял второе место в Африке по добыче нефти (после Нигерии) и первое — по добыче газа, в районе Арзева был создан крупный нефтегазохимический кластер, включающий несколько НПЗ, ГПЗ и НХЗ (Naftec, RTO, Naftal, AVM, Engi, Helios, Fertial, Asmidal, Methanol, Fertalge), а также крупный СПГ-терминал. Соответственно, глубоководный и удобный порт Арзева стал крупнейшей нефтеналивной гаванью страны. 

Результат аннексии

Скикда развивалась примерно по тому же алгоритму, что и Арзев — активное развитие во времена финикийцев, разрушение вандалами, восстановление при византийцах и упадок при берберах. Современная Скикда, основанная в 1838 году в ходе французской аннексии и колонизации Алжира, получила название Филиппвиль — в честь короля. Вскоре здесь была построена железная дорога и началось развитие портового хозяйства. 

После обретения Алжиром в 1962 году независимости от Франции, в Скикде, как и в Арзеве, был создан мощный нефтегазохимический кластер, нефтеналивной порт и СПГ-терминал. Порт Скикды глубиной до 12 м может принимать танкеры длиной до 300 м и дедвейтом до 122 тыс. тонн. Годовая мощность нефтепорта — 23 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Кроме того, в Скикде действуют морской вокзал, паромный терминал на 500 автомобилей, а также универсальный причал для перевалки 4 млн тонн балкерных грузов и 132 тыс. контейнеров в год. 

В отраслевой истории Скикды есть черная страница — 19 января 2004 года в результате утечки углеводорода и последующих взрыва и пожара на заводе СПГ погибло 29 человек; ущерб составил около 1 млрд долларов. Авария надолго вывела из строя три линии по производству СПГ (2% мировых мощностей по сжижению газа). 

Три, два, один

На месте нынешнего Триполи и прилегающей местности финикийцы в VII веке до н.э. основали города Эа, Сабрата и Лептис-Магна, которые затем были объединены в провинцию Триполитанию («Трехградье»). В 46 году н.э. провинция вошла в состав Римской империи, а наиболее крупный из трех городов — Эа — был переименован в Триполи. 

В королевстве Ливия, образованном в 1951 году, действовало две столицы — Бенгази и Триполи. В 1969 году, после военного переворота под руководством Муаммара Каддафи, Триполи стал единственной официальной столицей Ливийской республики, которая в 1977 году получила очень длинное и пафосное название — Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия. 

Триполи — крупнейший универсальный порт Ливии; длина причального фронта — 2 км, глубина — до 12 м, количество причалов — 14, годовой грузооборот — более 10 млн тонн. Основной импорт — нефтепродукты, лесоматериалы, уголь, зерно; экспорт — сельхозпродукция (оливковое масло, кожа, фрукты). Порт оснащен береговыми и плавучими кранами грузоподъемностью до 100 тонн; здесь имеются 22 склада, открытые грузовые площадки и нефтехранилища. 

Нефть и вода

История Рас-Лануфа характерна для ливийских прибрежных городов — в древности он входил в состав Греции (регион Пентаполиса), потом длительное время был под властью турок-османов, в начале ХХ века колонизирован итальянцами. В 60-70-е годы здесь был создан мощный нефтехимический кластер, включающий крупный НПЗ мощностью переработки 220 тыс. баррелей нефти в сутки и нефтехимические заводы по производству этилена и полиэтилена. Во время гражданской войны (март — сентябрь 2011 года) здесь развернулись тяжелые бои повстанцев с правительственной армией Муаммара Каддафи. 

Рас-Лануф, 7 марта 2011. (Фото Marco Longari | AFP)

Порт Рас-Лануфа, расположенный на берегу залива Сидра, в самой южной точке Средиземного моря — крупнейший нефтеналивной порт Ливии; управляется частными компаниями Veba Oil и RASCO. Сюда приходят магистральные трубопроводы из крупных нефтедобывающих районов Дефа (длина трубы — 251 км) и Маджид-Нафора-Амаль (длина — 427 км). Глубина фарватера и бухты — 22 метра — позволяет загружать здесь супертанкеры с максимальным дедвейтом. Интересно, что в Рас-Лануфе, помимо впечатляющих производственных и портовых мощностей, находится еще и крупнейший в мире плавучий резервуар пресной воды. 

Новый город

Эль-Бурайка, расположенный на берегу залива Сидра в центре средиземноморского побережья Ливии, еще недавно назывался Марса эль-Брега. Это один из самых молодых ливийских городов: он основан в 1960 году на месте рыбацкой деревни, разрушенной во время Второй Мировой войны. Город-порт изначально имел нефтеэкспортную направленность и строился по единому генплану, созданному известным греческим архитектором Константиносом Доксиадисом. 

Во время гражданской войны город оказался в эпицентре многочисленных столкновений между повстанческими и лоялистскими силами: весной-летом 2011 года Марса эль-Брега семь раз (!) переходила из рук в руки. 

В городе расположены крупнейший в Ливии НПЗ, принадлежащий Sirte Oil, «дочке» государственной Национальной нефтяной корпорации (NOC), а также заводы по производству серы и сжижению газа (около 3,5 млрд кубометров газа в год). Эль-Бурайка — конечная точка нефтепровода с крупных месторождений Зельтен и Рагуба и газопровода из Хомса и Интисара. Мощность нефтеналивного терминала — более 50 млн тонн нефти в год. Во время гражданской войны экспорт нефти был прекращен; в настоящее время объемы отгрузки восстанавливаются. 

 «Сын победителя»

Первым городом на территории современного ливийского Бенгази была колония Эсперида, основанная греками в 525 году до н.э. Затем город был переименован в Беренике, который в 96 году до н.э. в составе исторической области Киренаика вошел в состав Римской империи. В 431 н.э. году вся Ливия была завоевана вандалами и разграблена. При арабах, называвших город Барником, он сначала был большим поселением, но начиная с XIII века н.э. стал играть важную роль в торговле генуэзских купцов с племенами из внутренних районов Ливии. В 1450 году город был переименован в Бенгази («сын победителя») в честь арабского полководца Сиди бен-Гази. В 1578 году город был захвачен османами, после чего пришел в упадок. В 1911 году Бенгази взяли под контроль итальянцы, создавшие колонию Итальянская Киренаика. 

stock.adobe.com

Во время Второй Мировой войны, в 1941-1942 годах, Бенгази несколько раз переходил из рук в руки. Союзники окончательно укрепились в городе в ноябре 1942 года, после разгрома Африканского корпуса вермахта; вскоре Бенгази стал центром британской военной администрации в Ливии. 

После войны город стал столицей эмирата Киренаика. В декабре 1951 года Киренаика, Триполитания и Феццан образовали королевство Ливию с двумя столицами — Бенгази и Триполи. В 1969 году, как уже упоминалось, Бенгази потерял столичный статус — все главные государственные учреждения были переведены в Триполи. 

15 апреля 1986 года город бомбардировали американские ВВС; причина — обвинение ливийских властей в поддержке международного терроризма. 

В 1999 году в детской больнице Бенгази более 400 пациентов были инфицированы ВИЧ. В этом обвинили шестерых болгарских медсестер и врачей, которые были арестованы и приговорены к смертной казни, но спустя 8 лет  помилованы и отпущены в Болгарию. 

В начале 2011 года в Бенгази вспыхнули бурные протесты, которые в конечном счете привели к свержению режима Каддафи и началу гражданской войны, продолжавшейся почти 10 лет. 11 сентября 2012 года американская дипломатическая миссия в Бенгази подверглась нападению боевиков-исламистов, в результате чего были убиты посол США в Ливии Кристофер Стивенс и еще трое сотрудников посольства, десять человек получили ранения (эти события ярко показаны в голливудском блокбастере«13 часов: Тайные солдаты Бенгази», снятом в 2015 году). Убийство посла существенно дискредитировало госсекретаря Хиллари Клинтон и, в конечном счете, помешало ей избраться на пост президента США. 

Стоп-кадр из любительской видеозаписи последних минут жизни американского посла в Ливии (Источник: Вести.Ру)

Порт Бенгази находится в заливе Сидра; имеет две глубоководные и две мелководные гавани. Общая длина причального фронта — 2 км, глубина — до 12 м. Кроме того, имеются 3 точечных рейдовых причала для танкеров. Основной импорт — машины и оборудование; экспорт — нефть. Годовой грузооборот — 7 млн тонн. Порт оснащен береговыми и плавучими кранами, складами, открытыми грузовыми площадками и нефтехранилищем с 20 резервуарами. 

Поле битв

В древности на месте современного Тобрука, расположенного в исторической провинции Киренаика, в 100 км от египетской границы, располагалась древнегреческая колония Антипиргус. Маленький рыбацкий городок стал всемирно известен во время Второй Мировой войны — с января 1941 года по ноябрь 1942 года здесь проходили ожесточенные бои между экспедиционным корпусом антигитлеровской коалиции (американцы, англичане, австралийцы, новозеландцы, поляки) с Африканским корпусом вермахта.

Stock.adobe.com

После войны в течение почти 20 лет в Тобруке находилась резиденция короля Ливии Идриса I.

После начала гражданской войны и распада Ливии на противоборствующие группировки и регионы, с 2014 года в городе заседает законно избранный парламент страны, изгнанный из столицы исламистами — Палата представителей. В связи с этим город де-факто считается столицей восточной части Ливии (Киренаики), которая не подчиняется центральному правительству в Триполи. 

Естественная глубоководная гавань Тобрука — одна из лучших на средиземноморском побережье Африки. Сюда приходят нефтепроводы с крупных месторождений на юге страны (Серир и ряд других), в связи с чем в Тобруке находятся крупные нефтеэкспортные терминалы. Годовой грузооборот Тобрука — 30 млн тонн (в ходе гражданской войны загрузка порта существенно упала). Длина причального фронта — 4 км, глубина — до 20 м. Нефтепирсы могут принимать танкеры дедвейтом до 150 тыс. тонн, точечный рейдовый причал — танкеры дедвейтом до 200 тыс. тонн. Нефтехранилище насчитывает 28 резервуаров различной емкости.

Имени Александра Великого

Александрия, названная в честь Александра Македонского, находится на западном берегу дельты Нила между Средиземным морем и озером Марьют и является главным портом в Египте, обеспечивающим более 80% внешней торговли страны. 

Stock.adobe.com

Александрийский порт — один из старейших в мире: его самые ранние сооружения были построены в 1900 году до н.э. Со временем песчано-иловые отложения сделали порт несудоходным; гавань была очищена в 331 г. до н.э. по приказу Александра Македонского. В период римского владычества порт, в основном, использовался для базирования военно-морской эскадры и экспорта зерна.

Порт Александрии состоит из двух гаваней (восточной и западной), разделенных Т-образным полуостровом; порт связан с Нилом судоходным каналом Махмудия. Восточная гавань — мелкая, западная — глубоководная. В 1980-х годах ХХ века древняя Александрия получила новый порт Дехейла, специализирующийся, в основном, на контейнерных перевозках. Кроме того, в портовый район Александрии были включены аванпорты Абу-Кир и Сиди-Крер.

Общая длина причального фронта — 13 км, глубина — до 12 м, годовой грузооборот — более 30 млн тонн. В порту имеются береговые и плавучие краны грузоподъемностью до 200 тонн, 10 складов, открытые грузовые площадки и нефтехранилище общей емкостью 135 тыс. кубометров. Нефтеналивные причалы соединены двухкилометровым трубопроводом с крупным НПЗ. Судостроительный завод, построенный в 1960-х годах при содействии Советского Союза, располагает сухими и плавучими доками, а также двумя стапелями.

Помимо торгового порта, в Александрии расположена главная военно-морская база Египта.

Свет Азии

Порт-Саид расположенна северо-востоке Египта, на средиземноморском побережье у северного окончания Суэцкого канала. Город, основанный в 1859 году на песчаной косе, отделяющей Средиземное море от соленого озера Манзала, строился как часть инфраструктуры 183-километрового канала. После пуска стратегического канала в эксплуатацию в 1869 году Порт-Саид развивался быстрыми темпами как порто-франко (беспошлинный порт). 

Stock.adobe.com

Интересно, что статую Свободы, являющуюся сегодня главным символом США, первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием «Свет Азии» (The Light of Asia), но тогдашнее правительство Египта решило, что данный проект слишком дорогостоящ. В итоге выдающийся памятник получило американское правительство, оказавшееся богаче и щедрее.

Общая площадь акватории порта — 11 кв. км, длина причального фронта — 19 км, глубина — до 14 м, годовой грузооборот — более 10 млн тонн. Порт оснащен береговыми и плавучими кранами грузоподъемностью до 200 тонн, складами общей площадью 70 тыс. кв. м, открытыми грузовыми площадками и нефтехранилищем из 27 резервуаров. Судоремонтные и судостроительные предприятия располагают сухими и плавучими доками, а также слипами. 

Помимо грузовых операций, порт обеспечивает техническое, навигационное и  административное обслуживание Суэцкого канала, а также бункеровку проходящих судов. При этом Порт-Саид еще известен как популярный морской курорт.

Гавань для хаджи

Суэц, расположенный у южного входа одноименного канала, имеет древнюю историю. В средние века, во времена владычества османов, город был крупной военно-морской базой. После пуска в 1869 году Суэцкого канала город приобрел статус важной международной торговой гавани.

Stock.adobe.com

Порт состоит из четырех доковых бассейнов — Тауфик, Ибрахим, Эль-Мина эль-Гедида и Атака (рыболовецкий порт). Длина причального фронта — 10 км, глубина — 8 м. Точечный рейдовый причал для танкеров в районе острова Грин-Айленд имеет глубину 13 м. Суммарный годовой грузооборот — 10 млн тонн. Порт оснащен береговыми и плавучими кранами грузоподъемностью до 40 тонн, а также складскими помещениями, открытыми грузовыми площадками и нефтехранилищем. От нефтеналивного терминала проложен трубопровод до крупного НПЗ, от которого, в свою очередь, отходит нефтепродуктопровод до Каира. Судоремонтные предприятия располагают сухими и плавучими доками, а также слипом.

Суэц является еще и важным пассажирским портом — крупным транзитным пунктом для паломников-мусульман, совершающих хадж в Мекку. 

Григорий Волчек