Гавань на Босфоре

Порт крупнейшего турецкого города Стамбула носит собственное имя — Амбарли. Гавань, расположенная на обоих берегах южной части пролива Босфор и северо-восточной части Мраморного моря, включает 4 доковых бассейна — внутренний, средний (Галата), внешний (европейская часть) и Хайдар-паша (азиатская часть). 

Stock.adobe.com

Общая длина причального фронта — 10 км, глубина — до 14,5 м, максимальная длина обрабатываемых судов — 400 м, дедвейт — 200 тыс. тонн. Годовой грузооборот порта составляет около 20 млн тонн (почти половина грузопотока приходится на контейнерные перевозки). Основной импорт — нефть, машины и оборудование, электротовары, химическая и целлюлозно-бумажная продукция; экспорт — сельхозпродукция и марганцевая руда. Амбарли — главный импортный порт Турции. Кроме того, здесь осуществляются значительные пассажирские и паромные перевозки. 

Нефтяной терминал Чекишан эксплуатируется крупнейшими мейджорами (BP, Exxon  Mobil, Royal Dutch Shell, Total) и турецкими энергетическими компаниями Aygaz и TEAS. От терминала по магистральному нефтепроводу Чаталджа нефть подается на крупный НПЗ Tupras Izmit мощностью по переработке 220 тыс. баррелей нефти в сутки.

Две трубы

Джейхан — крупнейший нефтяной порт Турции — находится на южном (средиземноморском) побережье страны. В начале ХХ века здесь была только маленькая рыбацкая деревушка, но в 1912 году через Джейхан прошла стратегическая железная дорога Берлин-Багдад, и здесь появились железнодорожная станция и небольшой порт. 

Stock.adobe.com

В 1970 году порт резко вырос в связи с пуском двухниточного трубопровода Киркук-Джейхан протяженностью 970 км, соединившего гигантское Киркукское месторождение на севере Ирака с  глубоководным (15 м) экспортным терминалом на Средиземном море. Плановая мощность прокачки по этой трубе — 1,6 млн баррелей нефти в сутки, но в настоящее время загрузка трубопровода не превышает трети этого объема. Причина — политическая нестабильность в Ираке и, как следствие, постоянные диверсионные взрывы на магистрали (последний из них произошел совсем недавно — в середине января).

Работа другого стратегического объекта — трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан — существенно более стабильна и эффективна. По БТД на мировой рынок поступает нефть с гигантских месторождений Азери-Чираг-Гюнешли и Шах-Дениз, расположенных в азербайджанском секторе Каспия. Протяженность трубы — 1768 км (443 км — азербайджанский участок, 249 км — грузинский и 1076 км — турецкий), диаметр — 1100 мм, пропускная способность — 1,2 млн баррелей нефти в сутки (60 млн тонн нефти в год). Владелец трубы — международный консорциум Baku Tbilisi Ceyhan, крупнейшие доли в котором принадлежат BP и госнефтекомпании Азербайджана SOCAR. 

Труба возводилась ударными темпами — вместо предусмотренных 54 месяцев строители справились всего за 25; стоимость строительства составила 4 млрд долларов. В мае 2005 года началось заполнение нефтью пускового (азербайджанского) участка, через год началась сквозная прокачка, и от причала в Джейхане отошел первый танкер. Вскоре БТД вышел на плановую производительность, и 13 июля 2006 года в Джейхане состоялась официальная церемония открытия трубопровода. Увы, главный «мотор» мега-проекта — президент Азербайджана Гейдар Алиев — не дожил до этого момента. В знак заслуг Гейдара Алиевича БТД и нефтеналивной терминал Джейхана названы его именем.

Нефтяное хозяйство Джейхана включает в себя двухкилометровый пирс и 2 наливных причала, позволяющих одновременно загружать 4 супертанкера грузоподъемностью до 300 тыс. тонн. Кроме того, здесь имеется резервуарный парк с 7 емкостями для временного хранения нефти, измерительные установки, установка для утилизации (сжигания) нефтяных паров и станция очистки сточных вод.

Интересно, что стратегическая задача по отгрузке огромных объемов нефти не исключает наличия в Джейхане «конкурирующих» позиций — так, на специализированных причалах здесь обрабатываются значительные объемы генеральных и балкерных грузов. Есть в Джейхане и небольшой причал для яхт и прогулочных судов.

Лес, зерно и мирный атом

Местность в центральной части средиземноморского побережья Турции начала заселяться примерно за 7 тыс. лет до н.э. (самый ранний культурный слой, найденный здесь, датируется 6300 годом до н.э.). Городские укрепления нынешнего Мерсина возведены в 4500 году до н.э. 

Stock.adobe.com

Город, который греки называли Зефирий, упоминается многими античными авторами — например, великий географ Страбон назвал местный порт «главными воротами Киликии». Римляне переименовали город в Адрианополь, в честь императора Адриана. В средние века город был населен преимущественно армянами. 

В 1886 году была построена железная дорога Адана-Мерсин, и местный рыбацкий порт стал приобретать универсальный характер.

В 1909 году в Мерсине произошла этническая чистка христианского населения, печально известная как «Киликийская резня»; тогда погибли более 20 тыс. армян, греков, халдеев и сирийских христиан (яковитов, сиро-католиков и маронитов). Спустя 6 лет, в разгар Первой Мировой войны, начался еще более печальный и масштабный геноцид армянского населения, и Мерсин стал моноэтническим тюркским городом.

В 1962 году в Мерсине построен современный порт, включающий 8 специализированных причалов — грузо-пассажирский, зерновой, лесной, рыболовецкий, рудно-угольный, нефтяной (связан с НПЗ Atas), судоремонтный и яхтенный. В припортовой зоне Мерсина «Росатом» с 2018 года строит первую в Турции АЭС «Аккую». Первый из четырех реакторов огромной электростанции мощностью 4800 МВт должен быть запущен в апреле 2023 года.

Война и Измир

Поселение на месте нынешнего Измира (запад Турции, восточное побережье Эгейского моря) существовало очень давно — еще за 3000 лет до н.э. Греческое название города — Смирна. В 133 году до н.э. город перешел под власть Рима и стал столицей римской провинции Азия, в силу чего расцвел. Затем город перешел от римлян к византийцам, уменьшился в размерах, но все же остался крупным религиозным и экономическим центром. 

В первой половине второго тысячелетия новой эры стратегически расположенная Смирна с удобной бухтой и крупным портом около десятка раз переходила из рук в руки — от византийцев к туркам-сельджукам и обратно, а затем к рыцарями-иоаннитам, генуэзцам, эгейским туркам и тимуридам. В начале XVI века  Смирну заняли турки-османы — на этот раз всерьез и надолго; город был переименован в Измир. 

В мае 1919 года в результате поражения Османской империи в Первой Мировой войне Измир был оккупирован греческими войсками. Согласно Севрскому мирному договору город должен был отойти к Греции, но турки с этим решением не согласились: в сентябре 1922 года в город вступила турецкая армия, после чего, увы, началась массовая резня «неверных» (в основном, греков, составлявших около 60% населения города). В следующем году состоялся греко-турецкий обмен населением, и Измир стал практически полностью мусульманским. 

Stock.adobe.com

Современный порт Измира, имеющий собственное название Алсанджак, построен в 1959 году. Акватория состоит из двух гаваней (доковых бассейнов), общая длина причального фронта — 4 км, глубина — до 12 м. Основной импорт — нефть и нефтепродукты, генеральные, контейнерные и ролкерные грузы, промышленное оборудование; экспорт — сельхозпродукция. Годовой грузооборот порта — более 20 млн тонн. Склады занимают площадь 4 кв. км, площадки для открытого хранения грузов — 10 кв. км. В порту имеются судоремонтные мощности, включая 5 слипов для подъема судов. 

Нефтяной терминал имеет резервуарный парк общим объемом более 100 тыс. кубометров и связан трубопроводами с двумя крупными НПЗ — Aliaga Star, принадлежащим азербайджанской SOCAR (мощность по переработке — 200 тыс. баррелей нефти в сутки), и Tupras Izmir (220 тыс. баррелей в сутки). 

Кроме того, в Измире расположена крупнейшая в Турции военно-морская база, где размещается командование Южной военно-морской зоны и базируются противолодочные и десантные эскадры, а также находится флотилия НАТО, штаб Объединенных сухопутных войск НАТО в Юго-Восточной Европе и региональное тактическое командование ВВС США. 

От Александра Македонского до Индианы Джонса

Искендерун, расположенный на побережье Средиземного моря, основан Александром Македонским в IV до н.э. В последствии город входил в состав разных государств; в XVI веке он стал частью Османской империи. 

Stock.adobe.com

По окончании Первой Мировой войны, в 1918 году, Искендерун с прилегающей территорией (Александреттский санджак) перешел под французское управление (первую современную гавань построили здесь именно французы). В 1938 году на территории санджака образовалось государство Хатай, год спустя аннексированное Турцией. 

Порт Искендеруна после нескольких масштабных реконструкций, проведенных в 1953, 1964 и 1972 годах, сегодня имеет причальный фронт общей длиной 3,3 км и  глубиной до 15 м; годовой грузооборот составляет около 15 млн тонн. Погрузка и разгрузка грузов осуществляется с помощью береговых и плавучих кранов грузоподъемностью до 50 тонн. Общая площадь крытых складов – 20 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок – 250 тыс. кв. м; на нефтяном терминале расположен крупный резервуарный парк общей емкостью хранения 600 тыс. кубометров. Основной импорт – нефть, нефтепродукты, цемент, машины и оборудование, сахар; экспорт – хромитовая и железная руды, а также сельхозпродукция (хлопок, зерно, цитрусовые).

Помимо наличия крупного порта, Искендерун известен тем, что в нем происходит действие фильма Стивена Спилберга «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989 год).

Армения и Халдея

Город и порт под названием Трапезус (Трапезунд) был основан на черноморском побережье нынешней Турции, на территории исторической провинции Колхида, в 756 году до н.э. Этот город являлся самой восточной греческой колонией в Малой Азии и играл важную роль в торговле с анатолийскими государствами. Потом город вошел в состав Понтийского царства, позже — царства Галатии, а затем получил статус свободного города, но ненадолго — был захвачен римлянами. 

Stock.adobe.com

В Римской империи Трапезунд стал столицей крупной черноморской провинции Понтус Полемониакус, важнейшим коммерческим центром и портом. Затем римлян сменили византийцы, и в VI–XI веках н.э. Трапезунд стал центром провинций (фем) Первая Армения, Армениак и Халдея и главным форпостом Византии на востоке Черного моря. 

В 1204 году город стал столицей Трапезундской империи — небольшого греческого государства, последнего осколка Византии. В 1461 году Трапезунд пал под натиском турок-османов, но остался полиэтническим и многоконфессиональным — здесь размещались резиденции греческого митрополита, армянского архиепископа и армяно-униатского епископа. Мусульманское население было представлено не только турками, но и персами. Увы, с началом Первой Мировой войны греческое и армянское население города подверглось жестоким гонениям. 

В апреле 1916 года в результате Трапезундской операции город был занят русской армией, остававшейся здесь почти два года. Затем еще в течение пяти лет городом управляло временное греческое правительство, но с образованием в 1923 году Турецкой Республики большая часть греческого населения была переселена в Грецию. При этом название города было туркизировано — Трабзон. Отметим, что часть нынешнего населения Трабзона, будучи турецким и мусульманским, говорит по-гречески (субэтнос румча). 

Порт Трабзона расположен в устье реки Дегирмен. Глубина акватории — до 11 м, годовой грузооборот — около 10 млн тонн. Специализация порта — навалочные грузы (железная руда, уголь, зерно), а также нефть, лес и сельхозпродукция. Складские помещения площадью 90 тыс. кв. м вмещают до до 3 млн тонн различных грузов, элеваторы — 100 тыс. тонн зерна. 

Самсун Понтийский

Город Амис на черноморском побережье Анатолийского полуострова (нынешней Турции) основан древними греками в середине VII века до н.э. Входил в состав Понтийского царства, в 71 г. до н.э. завоеван римлянами, потом последовательно византийцами, турками-сельджуками, крестоносцами и сарацинами. В XV веке город вошел в состав Османской империи, что повлекло за собой исламизацию и тюркизацию населения. При этом город получил новое название — Самсун. 

Сегодня Самсун, расположенный в устье судоходной реки Мерт — крупный современный порт с ежегодным грузооборотом около 10 млн тонн. Общая длина причального фронта — более 3 км, максимальная глубина фарватера — 12 м. Порт оборудован 30 береговыми кранами грузоподъемностью до 30 тонн и двумя конвейерными линиями для приема контейнеровозов. Площадь закрытых хранилищ и складов (4 пакгауза) — 14 тыс. кв. м, объем зернохранилищ — 34 тыс. тонн. Основная специализация — перевалка сельхозпродукции (зерно, табак, зерно), железной и хромитовой руды, нефти, угля, цемента, металлоизделий, машин и механизмов, контейнерных, генеральных и балкерных грузов. Паромный терминал обслуживает регулярные железнодорожные паромы дедвейтом до 12 тыс. тонн, отправляющиеся в Порт-Кавказ и Новороссийск (Россия), Батуми и Поти (Грузия), Черноморск (Украина), Констанцу (Румыния) и Бургас (Болгария).

Григорий Волчек