Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира
Особая экономическая зона
Шэньчжэнь, расположенный в южно-китайской провинции Гуандун, поселение древнее, но расти и развиваться оно стало лишь после строительства Коулун-Кантонской железной дороги в 1910 году; ключевую роль в этом играло соседство с Гонконгом. В 1980 году появился еще один, еще более мощный фактор — в рамках курса рыночных реформ было принято решение о создании здесь первой в Китае особой экономической зоны. После этого в течение четверти века ежегодный прирост валового продукта в Шэньчжэне составлял в среднем 31%, экспорт увеличивался на 42% в год.
В 1999 году в Шэньчжэне состоялась 1-я Китайская ярмарка высоких технологий, ставшая с тех пор ежегодной. В двухтысячных годах Шэньчжэнь вошел в пятерку крупнейших китайских городов по объему валового продукта. В августе 2011 года в Шэньчжэне прошла XXVI Всемирная летняя универсиада. В Шэньчжэне живет более 13 млн человек (6 место по численности в Китае).
Морской порт Шэньчжэнь расположен в дельте реки Чжуцзян (Жемчужная). Береговая линия протяженностью 260 км разделена на две части Кулунским полуостровом; западная часть более глубоководная (ограничение на осадку — 7,5 м). Площадь крытых складов — 360 тыс. кв. м, открытых контейнерных площадок — 600 тыс. кв. м. Основные грузы — сельскохозяйственная продукция (пшеница, рис, кормовые культуры), руда, металлопрокат, химическая продукция, нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, контейнеры, цемент, удобрения (фосфориты). Годовой грузооборот — 300 млн тонн.
В устье Жемчужной реки
Гуанчжоу — один из исторических городов Китая, ему почти 3000 лет (основан в 862 году до н.э.). Ранее Гуанчжоу был известен в Европе как Кантон (скорее всего, это произношение названия провинции Гуандун на местном диалекте). У города есть другие названия — Уянчэн («город пяти козлов»), Хуачэн («город цветов»), и ряд других.

Еще со времен империи Мин сюда начали прибывать корабли из Европы; более того, до 1840 года Гуанчжоу был единственным портом Китая, открытым для европейских торговых судов. Именно с блокирования этого порта началась Первая опиумная война. После войны в Гуанчжоу был образован экстерриториальный англо-французский сеттльмент, неподконтрольный китайским властям.

В конце XIX — начале XX века Гуанчжоу был местом ряда неудачных восстаний против властей империи Цин, которые стали предтечей Синьхайской революции. После свержения монархии, в 1921 году, местные революционные власти выделили урбанизированные части уездов Паньюй и Наньхай в отдельную административную единицу — город Гуанчжоу; это был первый случай, когда в китайской системе территориального управления появился город в западном смысле этого слова.
Во время Второй японо-китайской войны, в 1938 году, и вплоть до августа 1945 года Гуанчжоу был оккупирован японцами. После Второй Мировой войны Великобритания и Франция отказались от своих владений в Китае, и англо-французский сеттльмент в Гуанчжоу был упразднен. В ходе гражданской войны город был оплотом Гоминьдана; войска китайских коммунистов вошли в Гуанчжоу в октябре 1949 года, уже после провозглашения Китайской Народной Республики. Сегодня Гуанчжоу с населением около 20 млн человек — третий по численности город Китая (после Шанхая и Нанкина).
Порт Гуанчжоу находится в устье Жемчужной реки. Это — крупнейшая гавань южного Китая, четвертая по размеру в стране и пятая в мире. Порт, управляемый госкомпанией Guangzhou Port Group, имеет более 100 универсальных и специализированных причалов и якорных стоянок. Ограничение по глубине осадки — 9 м. Общая площадь крытых складов — 170 тыс. кв. м. Гавань обслуживает 300 регулярных морских маршрут в порты 80 стран. Основные грузы — сельскохозяйственная продукция (зерно, сахар), удобрения, цемент, руда, машины и оборудование, нефть и нефтепродукты, уголь, генеральные грузы, контейнеры, автомобили. Годовой грузооборот — 650 млн тонн.
Оплот нефтехимии
Важной вехой в богатой истории Чжаньцзяна стал 1899 год, когда в соответствии с договором прибрежные зоны южнокитайских уездов Суйси и Учуань были переданы в аренду Франции. Так образовался сеттльмент Гуанчжоувань, подчиненный властям Французского Индокитая. В начале 1943 года японские войска оккупировали стратегически важные точки этой территории, включая аэродром. В августе 1945 года была подписана конвенция о возвращении Гуанчжоуваня Китаю, и вскоре сеттльмент был упразднен, а город переименован в Чжаньцзян. Сегодня население города составляет более 7 млн человек (26 место в рейтинге китайских городов).

Порт Чжаньцзяна, управляемый госкомпанией Zhanjiang Port Group, специализируется на перевалке железной руды, нефти и нефтепродуктов, угля, удобрений, древесины, металлопроката, текстиля, целлюлозно-бумажной продукции, зерна и сахара. В гавани расположены судостроительные и судоремонтные предприятия, а также база обеспечения офшорной нефтедобычи, обслуживающая нефтяные платформы крупного месторождения Уши и ряда других промыслов. Кроме того, в порту Чжаньцзяна находится штаб Южного флота Военно-морских сил Китая и базируются боевые корабли, подводные лодки, морская авиация, части береговой обороны и морской пехоты. Годовой грузооборот гавани — 280 млн тонн.
На острове Дунхай (Мачжан) на территории Чжаньцзянской зоны экономического и технологического развития расположен интегрированный нефтеперерабатывающий инефтехимический комплекс, принадлежащий Sinopec и Kuwait Petroleum Corporation — крупный промышленный парк с несколькими НПЗ и крупнейшим нефтехимическим портом Китая. Этот недавно построенный порт имеет 8 специализированных причалов для перевалки сырой нефти, различных видов нефтепродуктов и жидкого этилена. Нефтяная гавань, способная принимать супертанкеры дедвейтом до 300 тыс. тонн, может в год обрабатывать до 34 млн тонн наливных грузов.
Григорий Волчек