Главный по сжиженному газу

В 1421 году Юнлэ, третий император из династии Мин, перенес столицу Поднебесной из Нанкина в Пекин, что, помимо прочего, вызвало быстрый рост прибрежного поселения Тяньцзиньвэй («охрана небесного брода»), ставшего «морскими воротами» Пекина. Расположение в устье Великого канала очень благоприятствовало развитию города и порта, грузооборот которого постоянно рос. 

После Второй опиумной войны китайское правительство начало предоставлять иностранцам концессии в Тяньцзине — британская появилась в 1860 году, французская — в 1861, японская — в 1888, немецкая — в 1899, российская — в 1900, австро-венгерская и итальянская — в 1901, бельгийская — в 1902. В ходе Второй Мировой войны, во время японской оккупации, все эти концессии были ликвидированы.

В настоящее время порт Тяньцзиня — крупнейший в стране по импорту сжиженного природного газа; основные объемы СПГ поступают из Австралии, России, Индонезии, Малайзии и Сингапура. СПГ-терминалами владеют Sinopec, China National Offshore Oil Corp., Tianjin Gas и Tianjin Port Group. Кроме того, значительную часть грузооборота порта обеспечивают контейнеры, железная руда, автомобили, зерновые культуры, металлопрокат, машины и оборудование, генеральные грузы. Годовой грузооборот превышает 350 млн тонн, а оборот стандартных контейнеров — более 21 млн TEU. Ограничение по осадке кораблей — 10 м, площадь крытых складов — 190 тыс. кв. м, открытых контейнерных площадок — 840 тыс. кв. м.

Главный по нефти

Люди селились на территории нынешнего Циндао (Шаньдунский полуостров, побережье залива Цзяочжоу Желтого моря) еще 6 тыс. лет назад, но непосредственно город на месте рыбацкой деревушки был основан по китайским меркам совсем недавно — в 1892 году. Вскоре Циндао (на северном диалекте пиньинь — «сине-зеленый остров») в качестве концессии был передан Германии, которая превратила его в стратегический порт базирования Императорской восточно-азиатской военной эскадры, проводившей операции по всему Тихому океану. Немцы составили генеральный план Циндао, который в основных чертах действует и в настоящее время, и построили огромный пивоваренный завод, производящий сегодня 12% всего китайского пива. 

В ходе Первой Мировой войны японские войска оккупировали Циндао и оставались там до 1922 года, когда город был возвращен китайским властям. Повторная японская оккупация длилась с 1938 по 1945 год. После Второй мировой войны гоминьдановские власти разрешили США использовать Циндао в качестве базы Западного Тихоокеанского флота, но это продолжалось совсем недолго — в июне 1949 года город был занят коммунистическими войсками (последним из крупных городов северного Китая). 

В настоящее время Циндао — крупнейший промышленный центр: здесь создана большая индустриальная зона, включающая предприятия нефтяной и химической промышленности, тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. 

В 1984 году Циндао был открыт для иностранных инвесторов, в связи с чем его обширная гавань начала приобретать современные очертания. В 2011 году Циндао вместе с тремя другими крупными китайскими портами провинции Шаньдун — Яньтай, Жичжао и Вэйхай — подписал стратегический альянс с Пусаном, крупнейшим портом Республики Корея. Циндао — часть морского Шелкового пути, который проходит через Сингапур, Момбасу, Красное море, Суэцкий канал и Адриатику до Триеста.

Гавань Циндао состоит из трех грузовых районов — Даганг, Цяньвань и Хуандун (огромный нефтеналивной терминал, способный принимать супертанкеры дедвейтом 300 тыс. тонн; нефть поступает на несколько крупных НПЗ). В целом объем перевалки нефти через Циндао составляет около 100 млн тонн; это крупнейший в Китае нефтеналивной порт.

Общая площадь порта — 8 кв. км, здесь 47 причалов общей длиной 10 км; в гавани работают более 700 автопогрузчиков и имеется мощный плавучий кран грузоподъемностью 250 тонн. Площадь крытого склада — 58 тыс. кв. м, открытых контейнерных площадок — 350 тыс. кв. м. Основные грузы, кроме нефти — металлопрокат, руда, пиломатериалы, удобрения, генеральные грузы, сельскохозяйственная продукция (арахисовое масло и жмых, кукуруза, хлопок). Грузооборот — 630 млн тонн в год.

Главный по всем грузам

Топоним Нинбо в названии уезда провинции Чжэцзян появился в 1381 году; это слово переводится как «спокойные волны». Первыми европейцами, побывавшими в Нинбо, были португальцы в 1522 году. По решению властей империи Мин Нинбо был единственным портом, через который осуществлялось морское сообщение с Японией. 

По итогам Первой опиумной войны в соответствии с Нанкинским договором 1842 года Нинбо стал одним из 5 «договорных портов», открытых для международной торговли. Это предопределило дальнейшую историю приморского города, где функционирует гигантский порт. 

С 2010 года, после административного объединения гаваней Нинбо и Чжоушаня, этот порт является крупнейшим в мире по грузообороту, который в 2022 году достиг астрономического показателя — 1,25 млрд тонн; объем контейнерных перевозок составил 33,4 млн стандартных контейнеров (TEU). Количество регулярных грузовых маршрутов превышает 300.

Гавань состоит из трех доковых бассейнов — глубоководный морской Бэйлунь с глубиной 18 м, эстуарный (устьевый) Чжэньхай (9 м) и старый речной порт Нинбо (5,5 м). Нинбо с Чжоушанем соединяет паромное сообщение. Основные грузы — нефть, СПГ, железная руда, уголь, удобрения, пиломатериалы, металлопрокат, контейнеры, жидкие химические продукты (метиловый спирт, серная кислота и другие).

Первые лучи солнца

Жичжао расположен на берегу Желтого моря в восточно-китайской провинции Шаньдун; название означает «первые лучи солнца». Отдельный городской округ Жичжао создан в 1989 году одновременно со строительством крупного глубоководного угольного порта. 

В настоящее время гавань Жичжао включает два доковых бассейна — Шицзю и Ланьшань — с 274 причалами. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, уголь, руда, древесина, целлюлозно-бумажная продукция, металлопрокат, машины и оборудование, контейнеры. Грузооборот порта — 550 млн тонн в год.

Дымящая башня

Яньтай, что на диалекте пиньинь буквально означает «наблюдательная башня, подающая дымовые сигналы» — город в провинции Шаньдун, на одноименном полуострове. В 1858 год Яньтай (старое название — Чифу) вошел в число 10 портов, которым разрешалось принимать иностранные суда. Вскоре Яньтай/Чифу был официально открыт для иностранной торговли, в городе были созданы консульства 17 государств. 

В 1895 году для прессинга на Японию Россия сосредоточила в порту Яньтай/Чифу около 20 военных кораблей Тихоокеанского и Средиземноморского флотов во главе с крейсерами «Память Азова» и «Владимир Мономах». 

В настоящее время порт Яньтай может принимать корабли осадкой до 7,6 м (на якорной стоянке – до 9,1 м) максимальной длиной до 360 м и дедвейтом до 320 тыс. тонн. Основная специализация порта – обслуживание рыболовецких траулеров, балкеров, танкеров и судов по перевозке автомобилей, контейнеров и генеральных грузов. Грузооборот порта — 450 млн тонн в год.

Великая катастрофа

Еще во времена империи Мин на месте современного Таньшаня (северокитайская провинция Хэбэй) началась кустарная добыча угля. В 1878 году здесь была создана Кайпинская угольная компания, ставшая крупнейшим угольным предприятием Китая. Благодаря интенсивному развитию угледобычи появился поселок горняков Таншань, в окрестностях которого расположен один из участков Великой Китайской стены. В 1938 году Таншань официально получил статус города. 

В 1976 году Таншань пострадал от страшного землетрясения магнитудой 8,2 балла по шкале Рихтера. По официальным данным, количество погибших составило 242 419 человек, город был полностью уничтожен, земля покрылась множеством огромных трещин, одна из которых поглотила здание больницы и пассажирский поезд. Это землетрясение стало одной из крупнейших природных катастроф в мировой истории.

Порт Таншань расположен на берегу Бохайского залива в 150 км от Пекина; со столицей гавань связана высокоскоростной железнодорожной магистралью. Порт состоит из трех доковых бассейнов – Цзинтан, Цаофэйдянь и Феннань; связан регулярными грузовыми маршрутами с 230 портами в 70 странах мира. В 2022 году грузооборот порта составил 770 млн тонн, что соответствует показателю Шанхая.

Лучший для отдыха

Сямынь расположен в провинции Фуцзянь, на побережье Тайваньского пролива. Впервые это название, означающее «дверь в дом», появилось в 1387 году. Отсюда велась активная торговля с Индией, Аравией и Западной Азией; в 1516 году здесь впервые появились португальские, а затем испанские, голландские и английские суда. 

В 1841 году, в ходе Первой опиумной войны, город был захвачен британской эскадрой, после чего порт был открыт для торговли со всеми странами. Вскоре в городе был создан сеттльмент, основными жителями которого стали протестантские и католические миссионеры. Их усилиями были основаны больницы, библиотеки, школы, колледжи и сразу три университета. Кроме того, в городе были открыты консульства Германии, США, Франции и Японии, почтовые отделения, гостиницы, аптеки и спортивный клуб.

На протяжении всего XIX века Сямынь был главным портом для чаеторговли; вследствие этого местное наречие стало источником многих слов, проникших в европейские языки (например, «кетчуп»). Кроме того, Сямынь служил плацдармом для заселения Тайваня, где были высажены крупные чайные плантации. 

Сямынь — одна из первых в Китае зон свободной торговли (с 1980 года).

В настоящее время Сямынь — экологически чистый город, популярный курорт, неоднократно признававшийся самым подходящим городом для жизни в стране и «лучшим местом для романтического отдыха». В сентябре 2017 года в Сямыне прошел саммит БРИКС. 

Порт Сямыня состоит из 12 доковых бассейнов, включая речные, эстуарные (в устье реки Юньдан) и морские глубоководные (глубина до 17 м). Гавань включает 74 причала, специализирующихся на перевалке электроники, машин и оборудования, руды, угля, химической продукции, нефти и нефтепродуктов, а также контейнеров. Годовой грузооборот – 250 млн тонн.

Григорий Волчек