Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: речные гавани Китая

Гигант на дельте

Название Сучжоу, связанное с горной вершиной Сушань (провинция Цзянсу), появилось на карте в далеком 589 году. При этом порт, который тогда назывался Тайцан, начал свою работу еще раньше — в III веке н.э. С X века, со времени империи Сун, город стал важным центром производства шелка, и остается таковым и поныне (в Китае Сучжоу называют «родиной шелка»). 

Сегодня в городе проживают 13 млн человек (12 место в Китае по населению). Здесь развиты народные ремесла (вышивка, изготовление вееров, резьба по дереву), сельское хозяйство (рис, пшеница, хлопок, цитрусовые, зеленый чай, рапс и другие масличные культуры, рыбный и крабовый промысел, свиноводство и овцеводство), а также высокотехнологичные отрасли промышленности — ИТ, точное машиностроение, биохимия и фармацевтика. 

Порт Сучжоу с прилегающей индустриальной зоной в современном виде существуют уже 30 лет. Гавань состоит из трех портовых районов — Чжанцзяган, Чаншу, Тайцан — и 7 доковых бассейнов — Байянвань, Лумень, Ченвань, Фенмень, Кимень, Фенкьяо, Шуанкьяо — расположенных вдоль дельты реки Янцзы, на берегах собственно реки, ее протоков и Великого канала. Общая длина 224 причалов составляет около 140 км. Основные грузы — железная руда, сталь, уголь, стройматериалы (песок, цемент), нефть, нефтепродукты, сжиженный газ, химическая продукция, контейнеры, генеральные грузы, лесоматериалы, бумага, удобрения, сельхозпродукция (хлопок, зерно, тапиока). Гавань обеспечивает более 400 международных и внутренних регулярных грузовых маршрутов. Грузооборот порта — 570 млн тонн в год; на протяжении последних 10 лет это крупнейший речной порт мира и 7-й в общем рейтинге портов.

И мелко, и глубоко

Тайчжоу по китайским меркам город средний — его население составляет «всего» 7 млн человек (25 место в стране).

Порт Тайчжоу — самый южный в дельте Янцзы; расположен в устье реки Цзяоцзян. Гавань включает 6 портовых районов. Хаймэнь — центральный мелководный район, специализирующийся на перевозках генеральных грузов и пассажиров. Дамайю имеет глубину 11–13 м, достаточную для обработки судов дедвейтом до 50 тыс. тонн; в районе действуют 14 причалов, включая терминал для перевалки СПГ. Цзянтяо (Нюшан-Янши) с глубиной воды 10 м имеет 10 причалов; в этом районе строится крупная атомная электростанция. Линхай (Тумен) находится на осушенном участке; глубина воды — 9 м, в гавани имеется 47 глубоководных причалов. Венлин (Лунмэнь) насчитывает 38 причалов, включая специализированные нефтяные. Здесь находятся крупные судоверфи. Хуанъян имеет глубину воды от 3 до 8 м; здесь действуют 5 специализированных причалов для навалочных и химических грузов, а также около десятка судоверфей. Грузооборот гавани — 350 млн тонн в год.

Древняя гавань

Цзянъинь, расположенный в провинции Цзянсу, еще в глубокой древности являлся важным портом — в 1145 году по решению центральных властей здесь был создан морской торговый надзор. После основания империи Мин в порту был создан специальный караул для наблюдения за проплывавшими по Янцзы судами. В настоящее время в городе проживает 1,5 млн человек, что для Китая довольно мало (соответственно, Цзянъинь входит во вторую сотню китайских городов).

Порт Цзянъиня занимает обширную 35-километровую полосу вдоль южного берега Янцзы. Гавань имеет 7 глубоководных причалов (глубина воды — 15 м), способных принимать суда дедвейтом до 100 тыс. тонн. Грузооборот порта — 350 млн тонн в год.

Предместье Шанхая

Название Наньтун появилось на географической карте в 1724 году, когда власти провинции Цзянсу переименовали область Тунчжоу в Наньтун («южный Тун»), чтоб избежать путаницы с другим Тунчжоу, расположенным недалеко от Пекина. В начале XX века Наньтун стал современным промышленным и культурным центром. В 1984 году была создана Наньтунская зона экономического и технологического развития. Фактически город является северным пригородом Шанхая и входит в состав экономического региона Дельта Янцзы. Население Наньтуна — 8 млн чел (20 место в Китае). 

Гавань Наньтуна состоит из 4 портовых районов — Чунчуань, Хаймэнь, Цидун и Жудун (в последнем из них находится СПГ-терминал, принимающий газовозы из России, Индонезии и Австралии). Отметим, что по территории Наньтуна, в том числе по дну Янцзы, пролегает магистральный газопровод Юнцин — Шанхай. На территории порта находятся крупные судоверфи и заводы по производству морского оборудования. Несмотря на наличие трех автомобильных мостов, на Янцзы продолжают функционировать многочисленные грузопассажирские паромы, связывающие Наньтун с Шанхаем и Сучжоу, расположенном на другом берегу реки. Грузооборот Наньтуна составляет 300 млн тонн в год.

Южная столица

Время основания Нанкина достоверно не известно. Согласно одной из версий, Фучай, правитель царства У, в 495 году до н.э. основал форт Ечэн в районе современного Нанкина. Поселение несколько раз меняло названия, в частности, называлось Цзянькан, который в середине XIV века был очагом восстания против монгольской империи Юань. Лидер повстанцев Чжу Юаньчжан в 1368 году провозгласил здесь новую империю Мин и стал ее первым императором; при этом город был переименован в Цзинши («столичный город»), а для самого монарха сооружен огромный мавзолей Сяолин. В 1403 году на местной судоверфи Лунцзян («Драконовая река»), развернулось строительство больших кораблей для дальних морских экспедиций в Индийский океан. 

В 1421 году третий минский император перенес столицу в заново отстроенный Пекин (Бэйцзин — «северная столица)»; Цзянькан получил название Нанкин (Наньцзин — «южная столица»). До конца минской эпохи Нанкин официально оставался «вспомогательной столицей» империи. 

В 1842 году город захвачен Великобританией; в связи с окончанием Первой опиумной войны в городе подписан исторический Нанкинский договор. В 1853-1864 годах Нанкин был центром восстания тайпинов, которые из религиозных соображений снесли многие ценные исторические памятники. Своей столицей избрал Нанкин «отец нации» Сунь Ятсен; здесь расположен его мавзолей. 

В 1927–1937 и 1946–1949 годах в Нанкине находилось правительство Китайской Республики. В декабре 1937 года Нанкин захвачен японцами, которые уничтожили до 300 тыс. горожан, что стало крупнейшим военным преступлением Японии в годы Второй Мировой войны. В 1940 году в Нанкине создано марионеточное правительство для управления оккупированных японцами частей Китая.

Сегодня в городе проживают 10 млн человек (17 место по населению в Китае).

Нанкинская гавань, включающая 8 портовых районов — Сягуан, Шаньюаньмень, Пукоу-1, Пукоу-2, Синьшеньвей, Сисиа, Ишень, Лонтан -расположен на берегах Янцзы и впадающей в нее реки Циньхуай. Одновременно гавань может принять 50 судов. Портовое хозяйство включает более 100 стационарных и 350 мобильных кранов, крытые склады общей площадью 300 тыс. кв. м и открытые грузовые площадки площадью 700 тыс. кв. м. Причалы швартуют суда длиной до 284 м, осадкой до 11,5 м и дедвейтом до 85 тыс. тонн. Благодаря выносным причальным устройствам гавань принимает танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн. Судостроительные и судоремонтные заводы могут выпускать судна грузоподъемностью до 30 тыс. тонн. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, металлопрокат, руда, лес, зерновые и зернобобовые культуры, каменный уголь, генеральные грузы, контейнеры, стройматериалы, ширпотреб, фармацевтическая продукция, удобрения, соль. Годовой грузооборот — 280 млн тонн. 

Григорий Волчек