Продолжаем обзор крупнейших европейских нефтеналивных портов

Река — море

На территории современной Риеки, расположенной на берегу Кварнерского залива в северной Адриатике, в устье реки Риечина, люди жили с глубокой древности — со времен неолита. В доримский период здесь были основаны кельтские поселения Тарсатика (ныне — Трсат, район Риеки) и Либурни. 

Stock.adobe.com

В I веке до н.э. эти поселения были завоеваны римлянами; после падения Западной Римской империи территория последовательно принадлежала готам, лангобардам и франкам, а в VII веке н.э. сюда пришли южные славяне, включившие город в состав Хорватского (позднее — Хорватско-Венгерского) королевства. Затем город присоединился к Венецианской республике, и именно к этому периоду (1281 год) относится первое документальное упоминание о нем.

В 1466 году город был включен в состав Австрийской империи, где находился около 450 лет, вплоть до окончания Первой Мировой войны (за исключением краткого французского периода в 1805–1813 годах). Итальянцы, венгры и французы называли город Фиуме (по-итальянски — «река»), австрийцы и немцы — Флаум («пух»). 

В 1719 году город получил статус «порто-франко» (свободный порт), после чего начал активно развиваться. При этом в составе «двухголовой» Австро-Венгрии за обладание Фиуме шла интенсивная политическая и аппаратная борьба, в связи с чем город многократно переходил от Австрии к Венгрии и Хорватии, имевшей конституциональную автономию.

В 1870 году Фиуме окончательно вошел в состав Транслейтании (венгерских земель Австро-Венгрии) и приобрел особую значимость как единственный венгерский морской порт. Открытая в 1873 году железнодорожная ветка, связавшая город с Веной и Будапештом, стала дополнительным драйвером развития порта — к началу ХХ века он вошел в десятку крупнейших гаваней Европы. Безусловно, его статус был бы еще выше, если бы не  острая конкуренция с соседним (расстояние по прямой — всего 60 км) Триестом, принадлежавшим в тот период Австрии.  

После Первой Мировой войны Фиуме оказался «яблоком раздора» между Италией, к которой отошел полуостров Истрия, находившийся к западу от города, и вновь образованным Королевством сербов, хорватов и словенцев, КСХС (с 1929 года — Королевство Югославия), в состав которого были включены территории к юго-востоку — историческая область Далмация.

В ноябре 1920 года Италия и КСХС подписали Рапалльский договор, предусматривавший независимость Фиуме. Так возник город-государство, просуществовавший всего 15 месяцев — в марте 1922 года при активном содействии местных фашистских отрядов в Фиуме вошли итальянские войска, и город де-факто был аннексирован. 

В январе 1924 года аннексия была узаконена; при этом в качестве компенсации КСХС получило один из городских районов — Сушак. Границу между Фиуме и Сушаком провели по Риечине и примыкающему каналу; в определенной степени эта искусственная граница, резавшая город по живому, стала предшественницей печально известной Берлинской стены.

В 1943 году, после высадки союзных войск в Италии и падения режима Бенито Муссолини, Фиуме был включен в состав пронацистского Независимого государства Хорватия. 3 мая 1945 года Фиуме взяли югославские партизаны; спустя два года город был официально присоединен к социалистической Югославии под названием Риека (по-хорватски — «река»). С 1991 года Риека входит в состав независимой Республики Хорватия. 

Таким образом, по насыщенности своей политической истории Риека близка литовской Клайпеде, которая в течение бурного ХХ века тоже 6 раз меняла свою государственную принадлежность (см. материал «Рекорды Клайпеды»).

Один из самых известных уроженцев Фиуме/Риеки — Джованни Черманек, более известный под именем Янош Кадар; он более 30 лет возглавлял Венгерскую Народную Республику, сделав ее наиболее либеральной из всех стран социалистического лагеря.

Сегодня Риека — крупнейший морской порт Хорватии (и всех бывших югославских республик). Имея статус «порто-франко» для Австрии и Венгрии, Риека специализируется на обработке транзитных грузов для центрально-европейских государств, не имеющих выхода к морю. Длина причального фронта — 4 км при глубине 9 м; в аванпорте Бакар имеется глубоководный причал глубиной 16 м, способный принимать танкеры и углерудовозы океанического класса. В Риеке имеются терминалы для наливных, генеральных и негабаритных грузов и контейнеров, а также пассажирский терминал для паромов, обслуживающих регулярные маршруты на многочисленные острова вдоль далматинского побережья, а также в Задар, Сплит и Дубровник. Годовой грузооборот порта — 25 млн тонн; основные грузы — нефть, нефтепродукты, лес, железная руда, уголь, зерно. Судоверфи Риеки обеспечивают ремонт судов любых типо-размеров. Нефтяной терминал порта соединен с двумя принадлежащими хорватской INA Industrija Nafte НПЗ суммарной мощностью по переработке более 100 тыс. баррелей нефти в сутки.  

Родина императора

Первое поселение на месте Сплита (адриатическое побережье, центр нынешней Хорватии) называлось Аспалатос — по названию кустарника с ярко-желтыми цветами — и было основано греками в 4 веке до н.э. Впоследствии город, переименованный в Салону, стал частью Римской империи; здесь родился, умер и похоронен Гай Аврелий Валерий Диоклетиан, правивший Римом с 284 по 305 год н.э., реформатор государственного устройства империи и жестокий гонитель ранних христиан.

Stock.adobe.com

В VII веке перешедший под власть Византии Сплит и вся окружающая территория — историческая провинция Далмация — были заселены южными славянами. В XII веке Сплит формально признал над собой власть венгерско-хорватской короны, но сохранял фактическую независимость вплоть до 1420 года, когда вместе с большей частью Далмации вошел в состав Венецианской республики (венецианцы называли город Спалато). Наполеон присоединил Далмацию к Франции, а с 1813 года регион был в составе Австрийской (позднее — Австро-Венгерской) империи. 

Во время Первой Мировой войны Сплит был оккупирован Италией, а в 1918 году вошел в КСХС. В ходе Второй Мировой войны итальянская оккупация повторилась (затем она сменилась немецкой); 26 октября 1944 года Сплит был освобожден югославскими партизанами. 

В 1991 году, после распада страны, Сплит стал частью Республики Хорватия. Увы, провозглашение независимости Хорватии в Сплите сопровождалось несколькими вооруженными инцидентами, наиболее серьезным из которых стала бомбардировка города с корабля Военно-морского флота Югославии. 

Современный порт в Сплите появился в конце 20-х годов ХХ века, после соединения города с железнодорожной магистралью Риека — Загреб. В 1957 году порт Сплита принял современные очертания — грузовые терминалы были перенесены из центра города в пригородные промзоны Солин и Каштела; пассажирские перевозки остались в центральной гавани. 

Сегодня Сплит, уступая по грузоперевозкам огромной Риеке, доминирует в пассажирском трафике, являясь третьим по величине пассажирским морским портом Средиземноморья (до 5 млн человек в год). Портовые объекты занимают 15 км береговой линии. Два пассажирских терминала — Сплит (центр) и Резник-Дивулье — обслуживают восемь паромных и девять судоходных линий, соединяющих континентальную часть Хорватии с многочисленными островами, разбросанными вдоль адриатического побережья страны — Брач, Хвар, Вис, Ластово, Корчула, Шолта, Дрвеник, Дрвеник-Велики, Мали и рядом других. Кроме того, в порту действуют 4 грузовых доковых бассейна, крупнейшие из которых — Враньич-Солин (глубина — 10 м, обслуживает контейнерные грузы и Ro-Ro) и Каштела-C (глубина — 11,6 м, рыболовный терминал). Основной импорт — нефть, уголь, черные металлы, минеральные удобрения; экспорт — бокситы, цемент, лесоматериалы. Годовой грузооборот — около 10 млн тонн. Судоверфи Сплита обеспечивают ремонт судов всех типо-размеров.

Афинские ворота

В глубокой древности аванпортом Афин являлся Фалер, но в 481 году до н.э. усилиями выдающегося стратега (главнокомандующего) Фемистокла переместился в Пирей, расположенный на берегу залива Сароникос Эгейского моря. С тех пор этот город, ныне ставший, по сути, районом Больших Афин (туда можно добраться на метро) является главной торговой и военной гаванью Афин и всей Греции.

Stock.adobe.com

В 86 году до н.э. Пирей был разрушен римлянами и пребывал в плачевном состоянии почти две тысячи лет. После Греческой революции и освобождения Греции из-под османского ига (1829 год), Пирей стал быстро расти как торговый порт и промышленный центр. Современный Пирей возведен по генплану 1835 года, использовавшему античную планировку, а порт принял современные очертания после 1869 года, когда была построена первая в Греции железная дорога Пирей — Тисион. 

Сегодня Пирейский порт — абсолютный чемпион Европы по пассажироперевозкам и один из крупнейших грузовых портов континента. Пассажирский терминал с длиной причального фронта около 3 км и глубиной до 11 м в год принимает/отправляет до 22 млн пассажиров, включая 2 млн круизных туристов. Регулярные паромные маршруты связывают Пирей с десятками греческих островов, включая архипелаги залива Сароникос, Киклады, Киферу, Антикиферу, Крит и Родос. Среди международных маршрутов выделяется паромная переправа «Европа — Ближний Восток», соединяющая Пирей с сирийской Латакией.

Грузовые терминалы порта переваливают в год до 25 млн тонн различных грузов, контейнерные — более 8 млн TEU, автомобильные — до 700 тыс. транспортных единиц. Нефтеналивной терминал обеспечивает загрузку трех крупнейших греческих НПЗ — Hellenic Petroleum Aspropirgos, Hellenic Petroleum Eleusis и Motor Oil Hellas Corinth суммарной мощностью по переработке 430 тыс. баррелей нефти в сутки.

Кирилл, Мефодий и Мустафа

Полис Салоники, расположенный на берегу залива Термаикос (север Эгейского моря),основан царем Македонии Кассандром в 315 году до н.э. на месте рыбацких деревень и назван в честь царицы Фессалоники, сестры Александра Македонского. В 146 году до н.э. Фессалоники захватили римляне, которых потом сменили византийцы, причем город стал вторым по величине и значению городом империи (после Константинополя, самого крупного и богатого города древнего мира). 

Stock.adobe.com

Параллельно стал очень пестрым национальный состав города: здесь поселилось множество южных славян (болгар и вардарских македонцев), романоязычных валахов и цыган. Наиболее известными местными уроженцами в тот период были святой великомученик Димитрий Солунский (покровитель города) и святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители, проповедники, богословы,  создатели старославянской азбуки (глаголицы, на основе которой создана кириллица) и древнего церковно-славянского языка. 

С начала XIII века город около десяти раз менял политико-государственную принадлежность: в нем поочередно правили латиняне, эпирцы (византийцы), никейцы, бунтари-зилоты, турки-османы, снова византийцы, венецианцы. В 1430 году, после длительной осады, город вновь захватили турки, но теперь уже всерьез и надолго — почти на 500 лет. 

В ходе Первой Балканской войны, в октябре 1912 года, город был отвоеван греками. В тот период греки составляли лишь четверть населения города, а наиболее крупной общиной Салоников были некогда изгнанные из Испании евреи-сефарды, говорившие на иудео-испанском языке ладино (джудезмо). Еще один интересный факт: самый известный уроженец Салоников новейшего времени — основатель и первый президент Турецкой Республики генерал Мустафа Кемаль Ататюрк («отец турок»). 

В годы Второй Мировой войны город был оккупирован немецкими войсками; освобожден греческими партизанами 27 октября 1944 года, в день памяти Димитрия Солунского. 

Сегодня Салоники — второй по величине греческий морской порт с годовым грузооборотом более 20 млн тонн (половина этого объема — наливные грузы); наделен статусом «порто-франко» для ряда балканских стран — Сербии, Северной Македонии, Албании, Черногории и Болгарии. Грузовые терминалы имеют общую складскую площадь 1 млн кв. м и специализируются на обработке генеральных и насыпных грузов — металлопроката, руды, химической продукции, леса и продуктов питания.

Нефтегазовый терминал, связанный с НПЗ Hellenic Petroleum Thessaloniki мощностью по переработке 90 тыс. баррелей нефти в сутки, имеет СПГ-сегмент и резервуарный парк общей емкостью хранения 500 тыс. кубометров. Глубоководный причал (16 м) позволяет обрабатывать супертанкеры длиной более 300 м и дедвейтом более 160 тыс. тонн. 

Акватория развития

В глубокой древности на территории современной Игуменицы, расположенной на побережье Ионического моря, на северо-западе Греции, находился город Гитана (Титана). В 167 году до н.э. город был разрушен римлянами, и в полном объеме восстановлен не был. Во времена османского владычества рыбацкий поселок назывался Решадие, а греки, занявшие эту территорию в 1913 году, переименовали его в Граву. В 1938 году существенно выросший город снова переименовали — в Игуменицу. 

Stock.adobe.com

В 1950-х годах, когда Игуменица стала важным туристическим центром, здесь был построен крупный паромный терминал. За последнее десятилетие в Игуменице появился новый универсальный морской порт — третий по величине в Греции (после Пирея и Салоник). Специализация гавани — обработка грузо-пассажирских паромов; регулярные паромные маршруты проложены из Игуменицы в 5 греческих портов (Кефалония, Корфу/Керкира, Лефкими, Паксос, Патрас) и 6 итальянских (Анкона, Бари, Бриндизи, Венеция, Равенна, Триест). В течение года через Игуменицу проходят до 2 млн пассажиров и 0,5 млн автомобилей. Развитие порта продолжается, хотя существенным сдерживающим фактором является мелководье (глубина основных причалов — всего 7 м). 

Именем короля

Александруполис, расположенный на северном побережье Эгейского моря, в 15 км от турецкой границы — один из самых молодых городов Греции (притом, что стоит он на руинах древнего города Сале). В 1847 году, во времена Османской империи, на территории нынешнего города для борьбы с контрабандистами был основан караульный пост. Спустя 30 лет рядом возник рыбацкий поселок Дедеагач (в переводе с турецкого языка — «дерево отшельника»). 

В 1877 году, во время Русско-турецкой войны, Дедеагач был занят русской армией. За год, в течение которого русские войска оставались в городе, военные инженеры разработали градостроительный план, предусматривавший создание широких прямых бульваров, и построили маяк, ставший одной из главных архитектурных достопримечательностей города. 

В 1880 году через город прошла железнодорожная магистраль Константинополь (Стамбул) — Салоники, после чего началось строительство в Дедеагаче морского порта. 

В 1912 году, в ходе Первой балканской войны, Дедеагач был занят болгарской армией при поддержке греческого флота. Через полгода, во время Второй балканской войны, когда Болгария и Греция стали противниками, город захватили  греки, но всего на месяц — по условиям Бухарестского мира, подписанного в августе 1913 года, Дедеагач вместе с остальной частью Западной (Эгейской) Фракии был присоединен к Болгарии.

Это политическое решение оказалось недолговечным. Потерпев поражение в Первой Мировой войне, Болгария согласно мирному договору, подписанному в ноябре 1919 года в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен, уступила  Западную Фракию Греции (с гарантией беспрепятственного морского транзита болгарских грузов через Дедеагач). В 1920 году город посетил молодой король Греции Александр I; вскоре король умер в результате несчастного случая, и в память о монархе Дедеагач был переименован в Александруполис.

Во время Второй Мировой войны, в 1941 году, Болгария при поддержке Германии аннексировала Александруполис, но опять-таки ненадолго — в октябре 1944 года город был освобожден греческими партизанами. Таким образом, Александруполис/Дедеагач вместе с Клайпедой/Мемелем, Риекой/Фиуме, Сплитом и Триестом входит в перечень стратегических портов Европы, которые в первой половине ХХ века неоднократно (и, как правило, принудительно) меняли свою государственную принадлежность.

Сегодня Александруполис — четвертый по величине порт Греции; специализируется на обработке генеральных, наливных и Ro-Ro грузов, а также на рыболовстве. Регулярные паромные рейсы отправляются отсюда на острова Самофракия и Лемнос. Глубина основных причалов — 8 м. 

Кроме того, в новейшую историю европейской нефтянки Александруполис вошел в качестве конечного пункта стратегического Трансбалканского трубопровода, маршрут которого был спроектирован в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Планировалось, что по трубе будет поставляться российская нефть, доставляемая в черноморский порт Бургас (Болгария) на танкерах из Новороссийска. Проектная длина трассы составила 285 км, мощность по прокачке — 35 млн тонн нефти в год (с возможностью расширения до 50 млн тонн), стоимость — 1,2 млрд долларов, продолжительность строительства — 18 месяцев. Контрольный пакет в трубопроводном консорциуме должен был принадлежать России (а конкретно «Транснефти», «Роснефти» и «Газпром нефти»). В марте 2007 года было подписано соответствующее межправсоглашение Болгарии, Греции и России, но, увы, спустя 4,5 года болгарское правительство приняло решение отказаться от этого проекта ввиду его «экономической необоснованности».

Григорий Волчек