Продолжаем обзор крупнейших европейских нефтеналивных портов

Горючее для авиации

На месте нынешней Специи (северо-запад Апеннинского полуострова, побережье Лигурийского моря) в древности находилось этрусское поселение Луни, в XI веке разрушенное арабами-сарацинами. Затем город был восстановлен и включен в состав Генуэзской республики. 

Stock.adobe.com

В 1797 году Наполеон Бонапарт захватил Лигурию и присоединил ее к Франции. Спустя 10 лет император решил создать в удобной бухте Специи крупный морской порт, но эти планы были реализованы только спустя полвека. В 1870 году Специя была соединена железной дорогой с Генуей, затем в гавани появились крупные судоверфи, и порт принял свои нынешние очертания. 

Сегодня порт Специи состоит из двух доковых бассейнов, соединенных широким судоходным каналом. Общая длина причального фронта — 6,5 км, глубина — 13 м. Кроме того, на рейде оборудовано несколько выносных точечных причалов для приема танкеров. Основной импорт — нефть, уголь, железо, зерно, лес; экспорт — стройматериалы. Годовой грузооборот порта — более 15 млн тонн. Судоверфи имеют 7 доков, включая один плавучий. 

На нефтяном терминале Специи начинается трубопровод North Italian Pipeline System (NIPS), действующий с 1961 года. В городке Коллекьо труба разделяется на две ветки. Первая из них идет на север, в направлении Милана, и завершается в городке Фиоренцуола д’Арда, на крупном НПЗ Eni Sannazzaro мощностью по переработке 190 тыс. баррелей нефти в сутки. Эта магистраль снабжает топливом военные авиабазы Авиано, Верона, Геди, Истрана и Ривольто. Восточная ветка пересекает Апеннинский полуостров севернее Флоренции и завершается на Адриатике, в Сан-Джорджо-ди-Чезена (пригород Римини), где расположена крупная военная авиабаза Червиа. Общая протяженность трубы — 900 км; вдоль ее трассы расположены 19 насосных станций и 15 резервуарных парков для хранения керосина, дизельного и газомоторного топлива. Поскольку основной  пользователь трубы — военная авиация, управление NIPS возложено на командование итальянских ВВС.

Лигурийская гавань

Впервые Ливорно упомянут в летописи в 1017 году как рыбацкая деревушка на побережье Лигурийского моря (северо-запад Италии), в устье реки Арно. Сначала поселение входило в состав Пизанской республики, потом — Генуэзской, потом — Флорентийской.

Stock.adobe.com

В 1571 году ввиду заиления пизанской гавани великий герцог Тосканский Козимо I Медичи приказал построить в Ливорно новый торговый порт. Спустя 200 лет порт был благоустроен и реконструирован — здесь появились новые причалы и волнорезы. 

Сегодня Ливорно — крупный морской порт с годовым грузооборотом более 20 млн тонн. Он имеет два судоходных фарватера; длина причального фронта — более 11 км, глубина — 11 м. Основной импорт — нефть, уголь, зерно, целлюлоза, цветные металлы, химическая продукция; экспорт — сельхозпродукция (вино) и стройматериалы (мрамор и цемент). Нефтяной терминал связан с НПЗ Eni Livorno мощностью по переработке 84 тыс. баррелей нефти в сутки.

Гробница великого Данте

В глубокой древности Равенна, расположенная на Адриатике в дельте крупнейшей итальянской реки По, была поселением этрусков, умбров и фессалийцев. Римляне заняли Паданскую долину во II веке до н.э, а в I веке н.э. император Октавиан Август заложил здесь военный порт Классис.

Stock.adobe.com

После разделения в 395 году Римской империи Равенна стала политическим, экономическим и культурным центром новой Западной империи. В 476 году, после поражения в битве при Равенне, император Ромул Августул отрекся от престола — так завершилась эпоха древнего Рима. 

Вскоре Равенну завоевали остготы — вассалы Византии, потом их сменили лангобарды, франки и местные феодалы. В период, когда Равенной управляло сеньориальное семейство да Полента, здесь жил, умер и похоронен великий Данте Алигьери — поэт, философ, богослов, политик, создатель литературного итальянского языка. 

В 1441 году Равенна вошла в состав Венецианской республики, а в 1512 — Папской области. Через три с половиной столетия Равенна стала частью объединенной Италии. 

Порт Равенны вытянулся на 12 км вдоль побережья Адриатики между городками Порто-Корсини и Марина-ди-Равенна. С судоходным руслом По гавань связана 10-километровым каналом. В состав порта входят судоверфь, универсальный, балкерный, контейнерный, нефтеналивной, насыпной (угольный) и пассажирский терминалы, а также причал для регулярных грузо-пассажирских паромных рейсов в итальянские и греческие порты. 

«Локоть» на Адриатике

Анкона основана греческими колонистами из Сиракуз в 390 году до н.э. на побережье Адриатического моря, в центральной части Апеннинского полуострова. Название города по-гречески означает «локоть» (гавань Анконы защищена мысом, напоминающим локоть). 

Stock.adobe.com

В 178 году до н.э. Анкону заняли римляне. Спустя почти тысячу лет, в 774 году н.э., Анкона вошла в состав Папской области, в 1100 году получила независимость, но в 1532 году снова вернулась под власть папы. В 1861 году Анкона вошла в состав единого Итальянского королевства. 

Порт Анконы — универсальный, он обрабатывает все виды судов и грузов (глубина основных причалов — 14 м). Регулярные паромные маршруты проложены из Анконы в Хорватию, Албанию и Грецию. Нефтяной терминал Фальконара мощностью по перевалке 5 млн тонн в год, связанный с одноименным НПЗ, состоит из причала длиной 1,4 км и глубиной 8 м и двух выносных причальных устройств, одно из которых установлено в 16 км от берега на глубине 30 м, и, таким образом, способно принимать супертанкеры с любым дедвейтом.

Акцент на пассажиров

Бари, расположенный на юге Апеннинского полуострова, на адриатическом  побережье, был основан древними греками.В V веке до н.э. регионом овладели римляне, назвавшие поселение Бариум; впервые оно упоминается в древнеримской летописи, датированной 181 годом до н.э. В IX веке н.э. власть в Бари захватили сарацины, создавшие Барийский эмират; потом их сменили византийцы и норманны. В средние века город входил в состав независимого герцогства, которое затем стало частью Неаполитанского королевства. С 1860 года Бари — в составе единой Италии. 

Stock.adobe.com

Во время Второй Мировой войны Бари, освобожденный в сентябре 1943 года англичанами, стал важной базой снабжения союзных войск в Средиземноморье. Интересно, что в 1944 году на созданной здесь авиабазе англо-американских ВВС базировалась советская авиагруппа особого назначения (24 военно-транспортных самолетов и истребителей сопровождения), оказывавшая воздушную поддержку югославским партизанам.

Сегодня порт Бари, несколько уступая находящемуся в 100 км южнее Бриндизи по грузообороту, доминирует в пассажироперевозках: порт  обслуживает в год более 2 млн человек, включая 700 тыс. туристов с круизных лайнеров. Регулярные паромные переправы связывают Бари с хорватским Дубровником, черногорским Баром, албанским Дурресом и греческими Корфу, Игуменицей и Патрасом. 

«Голова оленя» 

Бриндизи, основанный древними греками на Адриатике, на «каблуке» апеннинского «сапога», в античные времена был важнейшим портом Восточного Средиземноморья с населением, превышающим нынешнее. Римское название города — Брундизиум — означает «голова оленя» (очертания бухты напоминают оленьи рога). 

Stock.adobe.com

Помимо наличия крупного порта, Брундизиум вошел в историю как место смерти Публия Вергилия, величайшего поэта древнего Рима и античного мира в целом (это случилось в 19 году до н.э.). 

С наступлением средневековья значение Бриндизи существенно снизилось – большая часть грузопотока переместилась в соседний Бари. Положение изменилось после образования Сицилийского королевства (1071 год н.э.) — именно из Бриндизи многие крестоносцы отправились морским путем в Святую землю. Увы, в 1456 году произошла катастрофа — город и порт были разрушены сильным землетрясением. 

После объединения Италии Бриндизи стал развиваться как база военно-морского флота страны; для этого в 1866 году гавань и подходный канал были значительно углублены. 

Осенью 1943 года, в разгар Второй Мировой войны, после свержения Муссолини и немецкой оккупации северной и центральной Италии, премьер-министр страны маршал Пьетро Бадольо перевел правительство в Бриндизи, где 13 октября 1943 года объявил войну Германии.

Акватория порта Бриндизи включает внешнюю и внутреннюю гавани глубиной до 12 м. Общая длина причального фронта — 4 км; для танкеров оборудован рейдовый точечный причал. Основной импорт — нефть, СПГ, уголь, химическая продукция; экспорт — сельхозпродукция (рыба, вино, оливковое масло). Бриндизи связан регулярными грузо-пассажирскими паромными маршрутами с Кефалонией, Корфу, Игуменицей, Патрасом, Занте и Паксосом (Греция), а также с Дурресом и Влерой (Албания). Годовой грузооборот порта — около 10 млн тонн. 

Григорий Волчек