Обзор морских нефтеналивных портов Великобритании
Лицом к Скандинавии
Топоним Иммингем-Гримсби известен лишь узкому кругу специалистов по морскому транспорту, притом что это — крупнейший порт Великобритании, великой морской державы (Sovereign of the seas).
Географически порт, основанный в 1901 году и расположенный между двумя небольшими городками Иммингем и Гримсби, находится в центральной части восточного побережья Англии, в широком устье (эстуарии) реки Хамбер. Соответственно, порт «смотрит» на Скандинавию и Балтию, и именно эти регионы являются главными транспортными контрагентами Иммингем-Гримсби.
Основу грузооборота порта (годовой объем — более 60 млн тонн) составляют топливо, древесина, бумага, рудное и минеральное сырье, сыпучие материалы, продукты питания и контейнеры. Акватория и причальное хозяйство порта разделены на 6 портовых районов — Immingham Bulk Terminal (построен в 1970 году, переваливает уголь и железную руду, Humber International Terminal (2000 год, навалочные грузы), Ro-Ro (1966 год, контейнеры), Immingham Outer Harbour (2006 год, генеральные грузы и контейнеры), а также два «углеводородных» участка — Immingham Oil Terminal (1969 год, принимает импортную нефть для переработки на НПЗ Continental Oil и Lindsay Oil), а также Immingham Gas Jetty, один из первых в Европе СПГ-терминалов, построенный в 1985 году.
Метаморфозы Собачьего острова
Лондонский порт на Темзе — один из старейших не только в Европе, но и в мире: он был основан римлянами еще в I веке н.э. Сегодня свыше 70 терминалов порта обеспечивают годовой грузооборот свыше 50 млн тонн и дают работу более 30 тыс. докеров. Общая протяженность причального фронта — 60 км.
В 1960-е годы владельцы недвижимости — лендлорды — начали массированное наступление на лондонские доки Docklands, занимавшие обширную территорию площадью более 20 кв. км. Бой был неравным — стивидоры уступили девелоперам, и на месте исторического портового района с романтическим названием «Собачий остров» вырос деловой центр Canary Warf («Канарский причал»), где расположены самые высокие небоскребы Англии и самая дорогая в Европе коммерческая недвижимость. Соответственно, основной морской грузопоток по Темзе был перенаправлен в аванпорт Тилбери и порт-спутник Феликстоу.
В настоящее время через Лондон проходит более трети всего импорта Великобритании и около четверти экспорта. Масштаб его работы иллюстрируют, в частности, показатели портофлота — для обработки судов на рейдах лондонские докеры используют несколько тысяч лихтеров — самоходных барж грузоподъемностью от 20 до 100 тонн.
Море и небо
Ливерпуль, расположенный на западе Англии, в эстуарии впадающей в Ирландское море реки Мерси — третий по величине порт страны.
Поселение под названием Liuerpulle (на староанглийском языке — «мутный водоем») впервые упоминается в 1170 году. Более 500 лет Ливерпуль рос крайне медленно, но в начале XVIII века резко ускорился в связи с ростом трансатлантической работорговли и экономическим развитием американских колоний. В 1715 году здесь был сооружен первый в Англии открытый портовый док. В XIX веке Ливерпуль вместе с Бирмингемом, Шеффилдом, Лидсом и соседним Манчестером стал флагманом и витриной промышленной революции.
Огромное значение приобрел и Ливерпульский порт, через который проходило около 40% мирового грузового трафика. К Ливерпульскому порту был приписан «Титаник» и многие другие трансатлантические лайнеры. При этом, как ни странно, статус города Ливерпуль получил сравнительно недавно — в 1880 году.
Не потерял своего значения город и сегодня. Если немного отвлечься от экономики, можно вспомнить о том, что Ливерпуль обоснованно претендует на звание «футбольной столицы Англии»: базирующиеся здесь клубы Everton и Liverpoolв общей сложностипобеждали в Премьер-лиге аж 28 раз — это больше суммы побед команд из любого другого города страны, включая столичный мегаполис Лондон.
Но, конечно же, миллиарды поклонников поп-музыки во всем мире знают Ливерпуль, в первую очередь, как родину непревзойденных битлов. Кстати, международный аэропорт Ливерпуля носит имя Джона Леннона, а на крыше воздушной гавани написана строка из великой ленноновской песни Imagine: Above us only sky («Над нами только небо»).
Оставил Ливерпуль след и в русской (советской) культуре:
Но спустимся с неба на землю (точнее, на воду). Помимо грузов, через Ливерпуль проходит треть морского пассажирского оборота Великобритании — более 1 млн пассажиров в год. Кроме исторических доков, растянувшихся на 18 км по правому берегу Мерси, к Ливерпульскому порту относятся и гавани городов, входящих в агломерацию Большого Ливерпуля — в частности, Беркенхеда и Уолласи, расположенных на левом берегу Мерси. Через Манчестерский канал длиной 58 км Ливерпуль связан с портом Манчестера.
Акватория порта состоит из 40 приливных бассейнов с длиной причального фронта более 40 км и глубиной до 15 м. В гавань могут заходить океанские суда дедвейтом до 200 тыс. тонн. Через порт с грузооборотом около 50 млн тонн в год проходит до половины английского экспорт. Основу ввоза составляют нефть, нефтепродукты, черные и цветные металлы, резина, лес, зерно, хлопок, шерсть; вывоза — металлоизделия, машины и оборудование, ткани.
Ливерпуль традиционно является одним из главных центров судостроения Великобритании — 12 сухих и один плавучий доки обеспечивают строительство и ремонт судов любого типа.
Родина профсоюзов
Впервые Манчестер упоминается в летописи X века; поселение возникло на месте кельтского городища Мансенион и римского укрепленного лагеря Манкуниум, основанного еще в 79 году н.э. Как и соседний Ливерпуль, Манчестер развивался неспешно, но с середины XVIII века начал быстро расти в связи с промышленной революцией. В XIX веке город стал мировым лидером текстильной промышленности, центром сторонников фритрейдерства (свободной торговли) и родиной британских профсоюзов (трейд-юнионов).
Сегодня Манчестер — важный промышленный, научно-образовательный и культурный центр Великобритании. Неплохо здесь обстоят дела и со спортом — так, знаменитый Manchester United, 20-кратный чемпион Англии и трехкратный победитель Кубка европейских чемпионов, стабильно входит в пятерку самых дорогих спортивных клубов мира.
Манчестер — крупнейший речной порт Великобритании, имеющий выход к морю благодаря судоходному каналу. Порт Манчестера включает 20 приливных бассейнов с пирсами и причалами общей длиной 17 км и глубиной до 12 м. Годовой грузооборот порта — 15 млн тонн, 70% этого объема составляют наливные грузы — нефть, нефтепродукты и жидкая сера. Среди других грузов — контейнеры и навалочные грузы (уголь, руда, удобрения). Судоремонтные мощности порта включают 3 сухих дока и один плавучий.
Григорий Волчек
Окончание следует