Обзор морских нефтеналивных портов Великобритании. Окончание

Бухта двойных приливов

Саутгемптон, расположенный на юге Великобритании, на берегу пролива Те-Солент, возник на месте древнеримского поселения Клаузентум. В средние века Саутгемптон превратился в один из ведущих портов Англии, но затем  пришел в упадок и ожил только в 1840 году, с запуском регулярного железнодорожного сообщения с Лондоном. 

Stock.adobe.com

Порт Саутгемптона, использующий русла рек Итчен и Тест (общая длина причального фронта — 17 км), расположен в большой естественной гавани, хорошо защищенной от штормов. Особенность здешней акватории — двойные приливы (с запада и востока), чередующиеся каждые 3 часа. Глубина бухты — до 13 м — позволяет принимать большие океанические суда. Именно отсюда 10 апреля 1912 года в свой первый и последний рейс отправился «Титаник».

В 1951 году в порту был построен крупнотоннажный НПЗ, работающий на импортном сырье, и нефтеналивной терминал. 

В настоящее время основными импортными грузами, идущими через Саутгемптон, являются продукты питания, нефтепродукты и лесоматериалы; основу экспорта составляют промышленные товары. 

Саутгемптон — главный пассажирский порт Великобритании и конечный пункт трансатлантических пассажирских рейсов; в этом смысле его можно рассматривать как аванпорт Лондона (на скоростном поезде расстояние до столицы преодолевается всего за час). Порт имеет 4 круизных терминала, через которые проходит свыше 60% морского пассажирооборота Великобритании. 

Сердце Шотландии

Основание Глазго приписывается христианскому миссионеру Мунго — согласно легенде, в 543 году он основал монастырь на берегу реки Молендинар близ западного побережья Шотландии (теперь на этом месте расположен собор святого Мунго). Современное название Глазго на древнем камбрийском языке означает «зеленая лощина» (glascau). 

Stock.adobe.com

К концу XII века Глазго стал важным религиозным центром, в связи с чем получил статус города. Начиная с 1190 года (и до сих пор!), в Глазго проводится ежегодная июльская ярмарка торговцев и ремесленников. В 1451 году по указу (булле) папы Николая V был основан университет Глазго. 

В 1611 году Яков I даровал Глазго привилегии королевского города, непосредственно подчинявшегося короне. Тем не менее, Глазго по-прежнему оставался небольшим городом — мелководная река Клайд не способствовала активному торговому судоходству. В связи с этим в 1668 году в пригородной деревне Ньюарк (современное название — Порт-Глазго), в устье Клайда, был построен глубоководный порт, обеспечивший потребности не только региональной, но и трансатлантической торговли. В 1711 году в городе-спутнике Гриноке заработала первая верфь, и вскоре из провинциального городка Глазго стал крупным индустриальным центром.

Этот статус Глазго, несмотря на периодические кризисы, сохранил до сих пор, являясь крупнейшим в Шотландии и четвертым в Великобритании (после Лондона, Бирмингема и Лидса). Очень популярный у туристов, Глазго отличается разнообразием культурной и спортивной жизни — например, здесь базируются сразу три первоклассных футбольных клуба — Glasgow Rangers, Celtic и Queens Park.

Порт Глазго включает доковые бассейны, пирсы и причалы общей длиной 20 км и глубиной до 12,5 м. Порт связан каналом с заливом Ферт-оф-Форт Северного моря. Суммарный грузооборот порта — 10 млн тонн. 6 сухих доков и слипов обеспечивают около половины всего британского судостроения.

Город с собственной валютой

Во времена Римской империи на месте современного Бристоля (юго-запад Англии, недалеко от границы с Уэльсом) существовал военный лагерь Абона. После заселения Британии англами это поселение было переименовано в Brycgstow («место у моста»; имеется в виду мост через реку Эйвон). В XI веке переправа через Эйвон была укреплена норманнскими феодалами, построившими здесь величественный замок. 

В XIII веке, благодаря обустройству гавани, Бристоль превратился в крупный портовый город, через который шла оживленная торговля с Ирландией, а позже – с Испанией, Португалией, североамериканскими и карибскими колониями. Ситуация стала меняться только через 700 лет, в XIX веке, когда город стал уступать свои торговые позиции Ливерпулю и Глазго. Тем не менее, Бристоль не зачах, создав новые точки роста — например, индустрию туризма и отдыха. Именно с этим обстоятельством связано то, что во многих городах мира самые роскошные отели носят название «Бристоль».

© bristolpound.org

В Бристоле много культурных, исторических и архитектурных достопримечательностей. Отметим и такой важный факт, что именно здесь находится главный офис Всемирной ассоциации профессионального бильярда и снукера. Еще один интересный и неожиданный момент: в Бристоле действует местная валюта — бристольский фунт, равный по номиналу фунту стерлингов (английские законы не запрещают хождение региональных валют); это полноценная денежная единица, имеющая и безналичную, и наличную форму. 

Порт Бристоля, расположенный в эстуарии Эйвона, включает 7 приливных бассейнов-доков общей длиной 14 км с глубинами до 14 м, а также рейдовые причалы для танкеров. Грузооборот порта — 7 млн тонн в год, в структуре грузов (импорт) преобладают нефть и нефтепродукты.

До и после герильи

© kilhan — stock.adobe.com

Белфаст был основан в 1609 году, когда король Яков I начал заселение Ольстера — исторической провинции на севере острова Ирландия — английскими и шотландскими поселенцами. Город начал бурно расти в конце XVII века, когда в бухте Белфаст-Лох был построен порт, обеспечивающий торговые связи с Великобританией, континентальной Европой и Северной Америкой. Затем появился и доминирующий товар — лен: на рубеже XIX века Белфаст превратился в крупнейший в мире центр по производству и экспорту льна. 

В 1845 порт Белфаста был углублен, на набережной реки Донеголл появились новые причалы. В 1861 году начала работу судостроительная фирма Harland & Wolff, спустя полвекаставшая крупнейшей верфью в мире — именно здесь в 1912 году был построен легендарный «Титаник». 

Stock.adobe.com

В 1921 году, после отделения центральных и южных провинций Ирландии, создавших суверенное государство, Белфаст стал основной ареной острого политико-конфессионального конфликта между католиками и протестантами, пик которого пришелся на 1970-1980-е годы. Соответственно, город, где  велась ожесточенная уличная герилья и регулярно совершались теракты, пережил глубочайший экономический кризис. В 1998 году, после подписания знаменитого «соглашения Страстной пятницы», застарелый конфликт был, в основном, завершен (окончательно урегулирован в 2005 году), и экономика города снова пошла на подъем.

Возродился и порт Белфаста, вернувшийся в первую пятерку крупнейших британских портов. Грузооборот гавани составляет 25 млн тонн в год, включая 10 млн тонн навалочных грузов и более 2 млн тонн — контейнерных. Суда типа Ro-Ro в год перевозят около 600 тыс. грузовых автомобилей, пассажирские паромы и круизные лайнеры – около 2 млн пассажиров.

Энергетическая столица

Абердин, что на восточном побережье Шотландии, вошел в данный обзор не только благодаря своему статусу крупного грузового и рыболовецкого порта.После открытия и начала разработки в Северном море огромных запасов нефти и газа Абердин, наряду с норвежским Ставангером, стал «энергетической столицей Европы». 

© iweta0077 — stock.adobe.com

Топоним Абердин происходит от шотландского (гэльского) Abardun — «возвышенность на болоте». Город, выросший на месте древнеримской колонии Девана, расположен между устьями рек Ди и Дон. Исторически Абердин разделялся на старую и новую части, которые длительное время развивались автономно и объединились только в 1891 году. Среди многочисленных достопримечательностей Абердина выделяется старинный замок Балморал — шотландская резиденция английских королей/королев.

Порт Абердин, состоящий из двух портовых районов (доков), может принимать суда осадкой до 8,5 метров; более крупные суда швартуются на внешнем рейде. Основу портофлота составляют мощные плавучие краны грузоподъемностью до 80 тонн. В ходе нефтяного бума в Северном море для осуществления морских операций по разведке и добыче углеводородов в Абердине создано более 200 нефтесервисных компаний, компактно разместившихся на береговой базе площадью 320 га.

Григорий Волчек