Родина Жюля Верна

Нант, расположенный в эстуарии Луары — один из древнейших городов Франции: еще за несколько тысяч лет до нашей эры он был важным портовым центром и столицей галльского племени намнетов (отсюда и его название). 

Nantes — Saint Nazaire © stock.adobe.com

На протяжении древних и средних веков город неоднократно менял свою государственную принадлежность. «Последний и решительный бой» произошел в 1488 году, когда король Франции победил бретонского герцога, и стратегически важный полуостров Бретань вместе с находящимся южнее Нантом вошел в состав Франции. Это способствовала активному развитию порта Нанта, через который шла оживленная торговля вином, рыбой и солью. 

Спустя два века Нант стал главным французским портом, откуда начинались торговые маршруты в американские колонии. 

В XIX веке в связи с обмелением основного русла Луары было принято решение построить новый порт в устье реки, на побережье Бискайского залива — так возник аванпорт Сен-Назер. В 1857 году сюда пришла железная дорога, соединявшая Нант с Парижем, и порт начал расти как на дрожжах. 

Во время Первой Мировой войны Нант/Сен-Назер был одним из основных мест высадки американского экспедиционного корпуса. Тогда же в порту был построен первый во Франции рефрижераторный склад. 

Во время Второй Мировой войны авиация союзников интенсивно бомбила портовую и военную инфраструктуру Нанта/Сен-Назера, разрушив ее более чем на 80%. После высадки союзников в Нормандии немцы создали здесь мощную зону обороны — так называемый «карман Сен-Назер». Уникальный факт — ожесточенные бои здесь продолжались даже после капитуляции немецкой армии: местный гарнизон сложил оружие только 11 мая 1945 года. Таким образом, Сен-Назер стал последним европейским городом, освобожденным от нацистов. 

После войны портовое хозяйство Нанта/Сен-Назера была восстановлено и полностью реконструировано. Сегодня Нант/Сен-Назер — пятый по величине французский порт после Марселя, Гавра, Дюнкерка и Кале. Глубина рейда составляет 13 м, внутренних причалов — 11 м, суммарный грузооборот — около 40 млн тонн.

Расположенная здесь верфь Chantiers de l’Atlantique — одна из крупнейших в мире: здесь строят океанические суда всех типов, включая супертанкеры. Кстати, продукция этой верфи в 20-е годы заложила основу современного танкерного флота в целом ряде европейских стран, включая СССР.

А для любителей чтения Нант дорог тем, что здесь родился великий писатель Жюль Верн, супер-классик приключенческого и научно-фантастического жанра, один из наиболее публикуемых авторов в истории мировой литературы. Очевидно, что любовь Верна к морю и путешествиям зародилась именно в Нанте, куда приходили (и продолжают приходить) корабли со всего света.  

Место славы для мушкетеров

Ла-Рошель, расположенная на берегу Бискайского залива, основана в X веке, и до XV века была самым крупным портом Франции на атлантическом побережье. В эпоху Возрождения Ла-Рошель стала оплотом протестантов-гугенотов, что вызывало острое недовольство французских правителей, исповедавших католицизм. В связи с этим в 1627 году произошла легендарная осада Ла-Рошели, красочно описанная в бессмертном романе Дюма «Три мушкетера», а также в произведениях других французских классиков, включая Проспера Мериме.

La Rochelle © Stock.adobe.com

В эпоху колониализма Ла-Рошель играла важную роль в торговле с  Африкой и Северной Америкой. В ХХ веке экономическая роль порта Ла-Рошели несколько снизилась ввиду соседства с портовым гигантом Нант/Сен-Назер, до которого чуть более 100 км. Тем не менее, Ла-Рошель продолжает доминировать по нескольким товарным позициям, включая лес, целлюлозу, бумагу и  зерно. Заметны в структуре грузооборота (его общий объем — более 15 млн тонн в год) и нефтепродукты — более 3 млн тонн в год. Кроме того, здесь есть два терминала Ro-Ro и пассажирский терминал для круизных судов.

Площадь акватории порта — 300 га (размер береговой территории — такой же),  максимальная глубина у причальной стенки — 14 м, площадь ангаров — 150 тыс. кв. м, размер открытой площадки хранения грузов — 53  га. 

Винная столица

История Бордо начинается в I веке до н.э., когда на левом берегу Гаронны одно из кельтских племен – вибиски — основало поселение Бурдигале. Вскоре сюда пришли римляне, сделавшие Бурдигале/Бордо столицей обширного региона — Аквитанской Галлии. 

Bordeaux © Stock.adobe.com

В Средневековье Аквитанию (Гасконь) завоевали англичане, с приходом которых Бордо преобразился — в частности, начало бурно развиваться бордосское виноделие. По окончании Столетней войны Бордо вошел в состав Франции и утратил дарованные англичанами вольности, но в XVIII веке благодаря торговле с Америкой расцвел вновь. 

Интересно, что в течение сравнительно короткого времени Бордо трижды становился «запасной столицей» Франции — спасаясь от немецких вторжений, именно сюда в 1870, 1914 и 1940 годах эвакуировалось французское правительство. 

Распространено мнение, что Бордо является мировой винной столицей: в окрестностях города работают около 14 тыс. производителей вин (!), под элитные виноградники занято более 150 тыс. гектаров лучших пахотных земель, а 400 виноторговых компаний ежегодно продают более 1 млрд бутылок  на общую сумму около 20 млрд евро. Красные вина производятся здесь из винограда сортов каберне-совиньон, мерло, каберне-фран, пти-вердо, мальбек и карменер; белые вина — из сортов совиньон-блан, семильон и мускатель. От цвета местного вина происходит русское слово «бордовый». 

Порт Бордо, использующий эстуарий Жиронды, растянулся вдоль реки почти на 100 км. Порт имеет 6 доковых бассейнов — Вердон, Пойак, Блей, Бек д’Амбес, Бассенс и  Порт-де-ла-Лун. Гавань ежегодно принимает до 3 тыс. судов с суммарным грузооборотом около 15 млн тонн, половину которого составляют нефть и нефтепродукты. Остальной объем включает в себя навальные и генеральные грузы. 

Григорий Волчек