Продолжаем обзор европейских нефтеналивных портов

Под звуки «Марсельезы»

Марсель – крупнейший морской порт Франции, расположенный на берегу Лионского залива Средиземного моря, близ устья крупной судоходной реки Роны, с которой связан каналом.

Marseille, France ©Stock.adobe.com

Город был основан около 600 года до н.э. фокейцами (греками из Малой Азии) под названием Массалия. Благодаря удачному географическому положению поселение довольно быстро превратилось в крупный процветающий торговый город. Увы, в I веке до н.э., в ходе конфликта Цезаря с Помпеем, Массалия поддержала последнего и была захвачена войсками Цезаря, после чего лишилась всех торговых факторий и флота.

Запустение длилось целую тысячу лет (!) — Марсель возродился только в Х веке благодаря благосклонности правящих герцогов Прованса, а также предводителям крестовых походов, сделавшим город важным транзитным портом. 

В 1481 году город вошел в состав Французского королевства. В годы Великой французской революции Марсель поддержал республиканцев, а боевой марш местного добровольческого батальона, вошедшего в Париж — знаменитая La Marseillaise («Марсельеза») — стал государственным гимном республиканской Франции. 

Континентальная блокада во время наполеоновских войн подорвала экономику Марселя, но во второй половине XIX века в связи с активным товарообменом с французскими колониями на Ближнем Востоке и в Северной и Западной Африке город и порт заметно ожили. В частности, в акватории порта в течение короткого времени были сооружены сразу 5 доковых бассейнов — Ла Жольетт, Фриуль, Лазар, Аренк и Наполеон. 

Во время Второй Мировой войны Марсель был одним из крупнейших центров Сопротивления. В августе 1944 года, перед отступлением, немцы взорвали портовые сооружения Марселя, но после войны они были быстро восстановлены. В 60-х годах портовая инфраструктура Марселя существенно расширилось в сторону залива Фос.

В настоящее время марсельский порт представляет собой гигантский комплекс, растянувшийся на 70  км вдоль береговой линии и включающий 8 доковых бассейнов — Старый порт, Ла Жольетт, Аренк, Лавера, Каронте, Порт де Бук, Фос-сюр-Мер и Порт Сен-Луи дю Рон. В огромном портовом хозяйстве заняты более 40 тыс. человек.

Годовой грузооборот порта — около 100 млн тонн; более 60% этого объема составляют наливные грузы — сырая нефть, нефтепродукты и СПГ, обрабатываемые на крупных терминалах Этан де Берр и Фос-Кавао.

На территории порта находятся три НПЗ — Raffinerie de Provence, принадлежащий Total и перепрофилированный в 2018 году под производство биодизеля Biocar (0,5 млн тонн в год), Fos-sur-Mer (Exxon Mobil, 6 млн тонн) и Lavera Martigues (PetroIneos, 10 млн тонн). Кроме того, по двум нефтепроводам — Южно-Европейскому и Средиземноморскому — нефть из Марселя транспортируется на крупные европейские НПЗ Feyzin — Total (Лион, Франция),  Oberrhein — Miro (Карлсруэ, Германия)  и Cressier — Varo Energy (Невшатель, Швейцария). Кстати, недавно подготовлено ТЭО первого во Франции завода по производству сжиженного биометана (BioGNL), который разместится в порту Марселя. 

Помимо углеводородов, в марсельском порту обрабатываются большие объемы навалочных и генеральных грузов, включая контейнерные. Пассажирские терминалы принимают до 2,5 млн пассажиров в год: регулярные маршруты связывают Марсель с Корсикой (Бастия, Аяччо, Лиль-Рус, Порто-Веккьо и Проприано), Алжиром (Оран, Бежайя, Аннаба и Скикда), Тунисом и Марокко. Огромные судоремонтные доки позволяют ремонтировать в Марселе супертанкеры, паромы, сухогрузы, и круизные лайнеры длиной до 465 м. 

Морская цитадель

Тулон, расположенный в 50 км от Марселя, был основан финикийцами еще до нашей эры. В раннем средневековье город четырежды разрушался сарацинами. 

Toulon, France ©Stock.adobe.com

После присоединения Прованса к Франции король Карл VIII развернул в Тулоне строительство крупного порта. Увы, королевский план был сорван генуэзцами, опасавшимися потерять монополию на морскую торговлю в западной части Средиземноморья. В начале XVI века возведение порта было возобновлено Людовиком XII, а затем продолжено Генрихом Великим и кардиналом Ришелье. В итоге порт был не только построен, но и очень хорошо укреплен. В 1793 году с подавления восстания роялистов в Тулоне началась яркая военная карьера Наполеона Бонапарта. 

На протяжении XIX века в ходе расширения своих колониальных владений французы в морском отношении опирались именно на Тулон, ставший крупнейшей военно-морской базой страны (этот статус порт имеет и до сих пор).

25 сентября 1911 года здесь произошла одна из крупнейших морских катастроф XX века: в крюйт-камере стоявшего на рейде эскадренного броненосца Liberte прогремел взрыв; погибли 210 человек, ранены 184. 

Во время Второй Мировой войны, 27 ноября 1942 года, в гавани Тулона была затоплена большая часть военно-морского флота Франции — 77 боевых кораблей.

Сегодня в порту Тулона постоянно базируются французская средиземноморская эскадра и флотилия атомных и дизельных подводных лодок. Длина причального фронта — 18 км при глубине до 12 м. Здесь расположены штабы, базы, арсеналы, склады, гидроаэродром, бункеровочный терминал, судостроительный и судоремонтный заводы (10 сухих доков и 4 стапеля), обеспечивающих строительство и ремонт кораблей всех классов, учебный центр ВМС, а также форты и батареи береговой артиллерии. 

Порт Тулона обрабатывает, в основном, грузы для военных моряков, но через него идут также и «гражданские» грузы, включая нефтепродукты. В порту возможна одновременная обработка 50 судов среднего водоизмещения; суммарный годовой грузооборот составляет около 1 млн тонн. Кроме того, через Тулон и глубоководный аванпорт Ла Сен-сюр-Мер идет существенный пассажиропоток — до 100 круизных судов и 200 тыс. пассажиров в год.

Столица Лазурного берега

Ницца была основана греками в середине IV века до н. э. под названием Никейя — в честь богини победы Ники, в ознаменование победы над лигурийцами. Вскоре Ницца стала одним из важнейших торговых городов на западе Средиземноморья (Лигурийское море), но после  вторжения лангобардов утратила свой статус. В IX веке Ниццу дважды разграбили и сожгли сарацины. 

Nice, France ©Stock.adobe.com

В раннем средневековье Ницца входила в состав автономного герцогства Прованс, а в 1388 году почти на пять веков стала частью графства Савойя (впоследствии — королевства Сардиния). В 1860 году Ницца была передана Франции. 

В ходе Второй Мировой войны Ницца в течение почти двух лет (1942–1944) была оккупирована сначала итальянцами, а затем немцами.

Порт Ниццы, некогда весьма крупный, в начале ХХ века потерял свое экономическое значение. Это легко объясняется тем, что Ницца находится между портовыми гигантами мирового уровня — Марселем и Генуей. Тем не менее, одна крупная товарная позиция — цемент — в ассортименте порта Ниццы осталась. Кроме того, через порт, обслуживающий «столицу Лазурного берега», идет значительный пассажиропоток. Что касается нефти, то Ницца прочно связана с этим продуктом — нефтяники, как и другие состоятельные люди со всего мира, очень любят здесь отдыхать. 

Родина Наполеона

Аяччо, расположенный на западном берегу Корсики,был основан генуэзцами, негоциантами первого в мире коммерческого банка Casa di San Giorgio, в 1492 году. В 1768 году Аяччо вошел в состав Франции, а в следующем году здесь родился, наверно, самый известный в мире француз — Наполеон Бонапарт. Именно это обстоятельство — признание исторической роли человека, оказавшего огромное влияние на европейскую (и мировую) политику и экономику — позволило включить Аяччо в данный обзор.

Ajaccio. ©Stock.adobe.com

Порт Аяччо — самый крупный на Корсике — имеет три доковых бассейна: Старый порт, Шарль Орнано и Тино Росси. Годовой грузооборот порта — около 2 млн тонн, пассажиропоток — 1,5 млн пассажиров (в основном, круизных туристов. Кроме того, здесь имеются рыболовные причалы и марины, могущие принять в общей сложности около 1,5 тыс. маломерных судов.

Григорий Волчек