Название: Нефтегазоконденсатное месторождение имени Владимира Филановского

Расположение: Расположено в российском секторе дна Каспийского моря, в 190 км от Астрахани, на глубине 7—11 м.

Лицензия: Владелец — ПАО «ЛУКОЙЛ». Срок действия лицензии — до 2028 года.

Оператор разработки: ПАО «ЛУКОЙЛ».

Запасы: Начальные извлекаемые запасы нефти составляют 129 млн т, газа — 30 млрд куб. м. По состоянию на 2017 год пробурено шесть скважин — пять добывающих и одна водонагнетательная.

Добыча: Проектная годовая производительность — порядка 6 млн тонн нефти, выход на «полку» — 2019 год.

Транспортировка: Нефть отправляется на экспорт через систему Каспийского Трубопроводного Консорциума.

Особенности: Одно из крупнейших месторождений, открытых в России за последние 25 лет.

По состоянию на 2016 год накопленный объем инвестиций составил 150 млрд руб. Всего в 2016–2045 годах компания планирует инвестировать в разработку месторождения 882 млрд руб. (в ценах 2016 года).

История освоения: Месторождение открыто в 2005 году «ЛУКОЙЛом. Названо в честь нефтяника, первого заместителя министра нефтяной промышленности СССР (1985–1989) Владимира Филановского.

Первые тендеры на обустройство были запланированы на 2008 год, а начало добычи — на 2012 год. Однако сроки были сдвинуты на 2015 год. Позже, по данным источников «Коммерсанта», подвела «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), чья дочерняя структура получила контракт на строительство платформы в 2011 году. В ноябре 2013 года глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов отправил письмо президенту страны Владимиру Путину с жалобой на ОСК, так как её подрядчики задерживали сроки сдачи верхнего строения ЛСП-1 (ледостойкой стационарной платформы), из-за чего планы нефтяной компании начать эксплуатационное бурение в 2014 году, а добычу — в конце 2015, оказались под угрозой срыва. ОСК признало проблему и постаралось выправить ситуацию. Но безуспешно: только в октябре 2014 года платформа была отбуксирована на месторождение.

В июне 2015 года «ЛУКОЙЛ» снова пожаловался на низкий темп работ ОСК, а в марте 2016 года сообщил о проблеме с другим подрядчиком — ОАО «Судостроительный завод «»Красные баррикады»» — который отвечал за строительство второй платформы жилого модуля. «ЛУКОЙЛ», недовольный работой подрядчика, заменил его и подал на него в суд с целью вернуть задолженность по договору займа. В итоге месторождение было введено в эксплуатацию в конце октября 2016 года.

Текущий статус: На месторождении ведется добыча нефти, идет бурение седьмой — водонагнетательной — скважины, завершаются строительно-монтажные работы второй очереди проекта.

Технологии и экология: В рамках реализации каспийских проектов «ЛУКОЙЛ» создал мощный комплекс охранных технических средств промышленной и экологической безопасности, который направлен на сохранение водных биоресурсов и уникальной экосистемы Каспийского моря в целом.

В частности, на месторождении используется принцип «нулевого сброса»: все отходы с обслуживающих месторождение платформ и судов вывозятся на специально построенный береговой комплекс для переработки, обезвреживания и утилизации. Ежегодно проводятся более 140 учений по предупреждению и ликвидации аварийных разливов, действует крупнейший в России специализированный учебный центр. Ведется постоянный экологический мониторинг.

Цитата: «Это очень серьёзный, значимый шаг в развитии всей нефтегазовой отрасли России, а для региона Каспия — это перспектива развития дальше, причём не только нефтегазовой отрасли, но и всех смежных предприятий», — президент РФ Владимир Путин на запуске месторождения 31 октября 2016 года.