По данным МЭА, мировой спрос на нефтепродукты может вырасти примерно на 6,1 млн баррелей в сутки в период до 2022 г. Новые требования, вводимые Международной морской организацией с 2020 г. в отношении судового топлива, могут привести к повсеместному росту цен на нефтепродукты. Wood Mackenzie утверждает, что расходы судоходных компаний на топливо могут вырасти более чем на 50%, до 174 млрд долларов в год. Есть и оценки увеличения расходов на топливо на 85%. Но помимо удара по судовладельцам, эти изменения могут иметь кумулятивный эффект и отразиться на тарифах на грузоперевозки, ценах на автомобильное и авиатопливо.

Руководство крупнейшего мирового трейдера нефти и нефтепродуктов – компании Vitol – считает, что это «перевернет рынок», поскольку подлежащее запрету судовое топливо с высоким содержанием серы (4% от мирового спроса на нефть) является важной составляющей процессов переработки на многих НПЗ. Эксперты предполагают, что цены на нефтепродукты (судовое топливо, дизтопливо, бензин и авиакеросин) могут вырасти на 10-20 долларов за баррель. Рост тарифов на морские перевозки приведет к увеличению стоимости поставок нефти на НПЗ. Многие нефтеперерабатывающие заводы не смогут выдержать таких изменений. В непростое положение попадут европейские нефтеперерабатывающие заводы. Credit Suisse предсказывает скорое закрытие нескольких НПЗ во Франции, в том числе и из-за решения Международной морской организации. Этому будет способствовать и недавнее решение французских властей о запрете с 2040 г. продаж в стране автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, а также последовательном стимулировании со стороны государства продаж электромобилей.

«Существует целый ряд факторов, которые следует учесть, оценивая возможную успешность того или иного проекта строительства нового НПЗ или модернизации перерабатывающих мощностей: в том числе месторасположение завода и кем реализуется такой проект. В последние годы повсеместно практикуются перенос сроков, а также отказ от новых проектов в downstream. Конкуренция в отрасли нарастает, подгоняемая изменениями в структуре поставок сырой нефти и спросе на продукцию, строительством новых нефтеперерабатывающих заводов, закрытием других, новыми правительственными постановлениями и изменениями в налоговом режиме. Государственные программы зачастую бывают путанными и произвольными и, что еще хуже, они могут меняться по прихоти госорганов. Этот фактор особенно важен в случае с правительственными решениями в США, Китае и России. То, что сейчас происходит в российской и китайской нефтепереработке во многом определяет развитие глобального downstream. Решение российского правительства о так называемом налоговом маневре имело определяющее воздействие на нефтепереработку в России. За последние 5 лет российские компании значительно увеличили выпуск и экспорт светлых нефтепродуктов. Но последние налоговые меры привели, к замедлению и отсрочке инвестиций в этом секторе, в то время как российский downstream находится сейчас примерно в середине своей модернизации», – отмечают специалисты банка.

По мнению Credit Suisse, существующая в стране структура отрасли неэффективна и требует рационального подхода, а налоговый маневр привел к увеличению доходов в upstream за счет нефтепереработки. Расположение многих российских НПЗ может повлиять на их конкурентоспособность на внешних рынках, в особенности, начиная с 2020 г. «Значительная часть российских мощностей по переработке (идущие сейчас на экспорт) могут оказаться невостребованными в этот период, примерно половина из них приходится на портфель нефтеперерабатывающих активов “Роснефти”», – отмечают эксперты Credit Suisse.

По словам главного экономиста VYGON Consulting Сергея Ежова, рентабельность российской нефтепереработки во многом поддерживается за счет субсидирования в результате дифференциации ставок таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. «Их отмена может снизить рентабельный объем переработки в два раза, что мы и видим в обзоре Credit Suisse, но нельзя согласиться с выводом, что в этом случае будет достигнуто сбалансированное соотношение между спросом и предложением. Необходимо учитывать неоднородность экспорта – сегодня из России вывозится до 60% производимого дизельного топлива и только 12% автобензина. Причем, значительная часть экспортируемого бензина не может быть поставлена на внутренний рынок из-за несоответствия требованиям технического регламента. Таким образом, резкое снижение объемов переработки приведет к дефициту бензина на внутреннем рынке, несмотря на то, что в сумме объем производства нефтепродуктов может превышать внутренний спрос. Поэтому отмена экспортных пошлин должна сопровождаться введением компенсационного механизма для НПЗ, позволяющего обеспечить потребности внутреннего рынка. Также нельзя согласиться с выводом Credit Suisse, что налоговый маневр направлен, главным образом, на передачу доходов от переработки в пользу добычи нефти. Российский upstream ничего не выиграл от налогового маневра из-за дополнительного увеличения фискальной нагрузки на добытую нефть в 2016 и 2017-2019 годах. Целью налогового маневра было уменьшение таможенной субсидии простым НПЗ, а для комплексных – ее уровень практически не изменился», – отмечает эксперт. VYGON Consulting готовится представить на следующей неделе собственный доклад, посвященный состоянию российской нефтепереработки.

Согласно прогнозам Минэнерго РФ, в текущем году объемы переработки нефти в России сократятся по сравнению с прошлым годом на 1,8% и составят 280 млн т (285,2 млн т в 2016 г.). Дальше нас ждет продолжение падения: до 275-278 млн т в 2018 г., 273-278 млн т в 2019 г. и 271-278 млн т в 2020 г. По словам заместителя министра Кирилла Молодцова, компании «потеряли мотивацию» к переработке нефти. Министерство собирается рассмотреть новые меры по стимулированию нефтепереработки в стране, которая больше всего пострадала от снижения цен на мировых рынках и изменения экспортных пошлин на нефть в России.

По данным ЛУКОЙЛа, прибыль в российской нефтепереработке упала в два раза после внедрения «налогового маневра», а доходность российских заводов сейчас ниже, чем европейских. Несмотря на то, что НПЗ ЛУКОЙЛа уже прошли через модернизацию, переработка в России оказалась для ВИНК низкоэффективной. Компания готовит новую десятилетнюю стратегию, которую собирается представить в ноябре этого года. Пока же инвестиции в российский downstream у ЛУКОЙЛа сокращены до минимума, в июне компания договорилась о переработке в Канаде 300 тыс. т высококачественной нефти, поставляемой с Варандейского терминала в Арктике.

Мария Кутузова