Продолжение обзора крупнейших нефтеналивных портов Китая: Далянь

Оккупация и аренда

В 1371 году китайский император Чжу Ди направил экспедицию для изучения местности в районе северо-восточной границы Поднебесной. Мероприятие прошло штатно, в связи с чем монарх назвал эту территорию Люйшунькоу, что означает «бухта спокойного путешествия». Ровно так этот населенный пункт называется и сейчас, но гораздо более известно другое его название — Порт-Артур, возникшее, кстати, по чистой случайности: в 1860 году в местной гавани ремонтировался английский военный корабль под командованием лейтенанта Уильяма Артура. Название прижилось в России и большинстве других стран. 

В 1889 году в порту Люйшунькоу по немецкому проекту была построена военно-морская база китайского императорского флота. Спустя 5 лет, в ходе первой японо-китайской войны, Люйшунькоу был оккупирован японцами, устроившими в городе массовую резню, в результате которой погибло около 20 тыс. мирных жителей. Из-за сильного давления со стороны России, Германии и Франции Япония вернула территорию Китаю, а в 1898 году город Люйшунькоу вместе с прилегающей местностью был передан России в аренду на 25 лет и стал официально называться Порт-Артуром. 

В 1904 году началась русско-японская война, одним из главных эпизодов которой стала героическая 159-дневная оборона Порт-Артура, увы, закончившаяся  капитуляцией русского гарнизона. После окончания войны, по Портсмутскому мирному договору 1905 года, арендные права на Порт-Артур и весь Ляодунский полуостров были уступлены Японии. В 1932 году город формально вошел в состав марионеточного государства Маньчжоу-Го, но де-факто продолжал управляться Японией. 

В финале Второй Мировой войны, 22 августа 1945 года, город был освобожден советским морским десантом и сразу же согласно советско-китайскому договору передан СССР сроком на 30 лет в качестве военно-морской базы. В 1954 году было принято решение о выводе советских войск из Порт-Артура, что и было сделано в течение года. В 1960 году город был объединен в единую агломерацию с более крупным Далянем.

Дальний на востоке

Город Далянь под названием Дальний был основан русскими военными в 1898 году на месте рыбацкого поселка Циннива на арендованной у Китая территории. Новый город быстро рос, хорошо оборудованный порт мог принимать океанские суда. 

Во время оккупации японцы оставили прежнее название города, но стали читать иероглифы не по-китайски, а по-японски, и поэтому Далянь стал Дайреном. В 1945–1950 годах Далянь в статусе свободного порта был арендован СССР, а затем безвозмездно возвращен Китаю. 

В 1984 году Далянь был объявлен особой экономической зоной, что позволило городу стать развитым современным мегаполисом и одновременно важным туристическим центром. В рамках развития туризма в городе реализован проект Русской улицы (бывшей Инженерной), на которой отремонтированы здания русского периода. 

У самого Желтого моря

Порт Далянь расположенв южной части Ляодунского полуострова на берегу бухты Даляньвань Желтого моря. Порт имеет 52 причала общей протяженностью 16 км с глубинами от 8 до 17 м; гавань может одновременно принимать до 50 судов. Основные грузы — металлопрокат, руда, пиломатериалы, нефть, нефтепродукты, уголь, зерновые и кормовые культуры, рыба, генеральные грузы.

Порт имеет более 100 стационарных и более 300 мобильных кранов, а также 2 плавкрана. Складское хозяйство состоит из крытых складов общей площадью 300 тыс. кв. м и 880 тыс. кв. м открытых грузовых площадок. На верфи строятся суда различного назначения грузоподъемностью до 25 тыс. тонн. Нефтяные причалы, расположенные в 50 км от исторического порта, в Новом Даляне, могут обрабатывать танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн. Суммарный грузооборот Даляня — более 30 млн тонн в год.

Григорий Волчек