Обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Шанхай

Город у моря

Древний Шанхай получил статус города по китайским меркам сравнительно недавно — в 1553 году. Сначала он был маленьким заштатным городом, но в XIX веке его роль коренным образом изменилась — стратегическое положение Шанхая в устье крупнейшей китайской реки Янцзы сделало город идеальным местом для торговли с Западом. 

Этимология слова Шанхай, составленного из двух иероглифов, проста — на местном диалекте пиньинь название города означает «у моря». Интересно, что в русском языке слово «шанхай» имеет нарицательный смысл: «бедный и неблагоустроенный городской район с хаотичной застройкой», а в английском to shanghai означает «нечестным путем заманить матроса на корабль и отправить в дальнее плавание»). 

По итогам Первой опиумной войны, в 1842 году, согласно Нанкинскому договору ряд китайских портов, включая Шанхай, открылись для внешней торговли. В 1863 году английское и американское поселения в Шанхае объединились, сформировав Шанхайский международный сеттльмент (французское поселение осталось независимым). Спустя 30 лет в число иностранных держав, имевших свой сеттльмент в Шанхае, вошла Япония. Иностранцы построили в городе крупные заводы и фабрики, появились банки и страховые компании, и тем самым Шанхай стал крупнейшим финансово-промышленным центром Дальнего Востока. 

В ноябре 1937 года японская армия захватила Шанхай и установила там марионеточное правительство; битва за город длилась более ста дней и была очень ожесточенной и кровопролитной — ее часто называют «Сталинградом на Янцзы». Оккупация Шанхая продолжалась вплоть до самой капитуляции Японии в августе 1945 года. 

После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики офисы большинства иностранных фирм были перенесены из Шанхая в Гонконг. Несмотря на это, развитие города продолжалось, и даже в самые мрачные годы так называемой «культурной революции» (то есть, массовых репрессий, китайского варианта Большого террора) Шанхаю удавалось сохранять высокий уровень промышленного производства и относительную социальную стабильность. При этом Шанхай являлся крупнейшим налогоплательщиком Китая, что положительно сказывалось на развитии городской инфраструктуры. 

Начиная с 1992 года, китайское правительство во главе с бывшим мэром Шанхая Цзян Цзэминем начало реализацию программы развития Шанхая с целью активного привлечения иностранных и внутренних инвестиций. С тех пор экономика города постоянно росла со скоростью 10-15%, существенно обгоняя другие регионы Китая. 

От Яншаня до Дунчана

Порт Шанхай расположен на побережье Восточно-Китайского моря, в месте слияния рек Янцзы, Хуанпу и Цяньтан. Порт является типичным для Китая образцом частно-государственного партнерства: в управляющей компании Shanghai International Port Group (SIPG) у государства контрольный пакет; в свою очередь, SIPG и государственная Китайская компания океанского судоходства (COSCO) — главные акционеры работающих в гавани специализированных стивидоров. 

С 2005 года порт Шанхая — крупнейший в мире по грузообороту (700 млн тонн и 50 млн TEU в год). Регулярные судоходные маршруты проложены более чем в 300 портов мира. 

Порт Шанхая включает 14 грузовых районов.

Яншань — глубоководный контейнерный терминал с искусственной гаванью на одноименном острове, соединенном с материком самым длинным в мире морским мостом Дунхай длиной 32,5 км. 

Пудун расположен на южном берегу реки Янцзы, в беспошлинной зоне Вайгаоцяо. Имеет три контейнерных причала общей длиной 900 м; насчитывает более 150 единиц различной погрузочно-разгрузочной техники. Общая площадь терминала — 500 тыс. кв. м, здесь имеются специальные холодильные установки и склады для хранения опасных грузов. 

Чжанхуабан находится в нижнем течении реки Хуанпу, недалеко от устья Янцзы; насчитывает около 100 единиц погрузочно-разгрузочной техники.

Цзюньгунлу также расположен в нижнем течении Хуанпу, на ее западном берегу. Общая площадь территории — более 250 тыс. кв. м, длина причального фронта — 750 м, имеются 8 портальных кранов и более 150 единиц погрузочно-разгрузочного оборудования. Общая площадь складских помещений — 145 тыс. кв. м. 

Баошань включает 5 причалов для судов с малым водоизмещением; общая длина причального фронта — 800 м, площадь акватории — более 500 тыс. кв. м, территории — 270 тыс. кв. м, складских помещений — 34 тыс. кв. м. 

Лун У имеет 30 причалов для судов c малым водоизмещением, площадь территории — 740 тыс. кв. м. 

Балкерный терминал Луоцзин занимает площадь 500 тыс. кв. м; здесь действует ленточный конвейер длиной 9 км. Терминал специализируется на обработке железной руды.

Угольный терминал Чжуцзямэнь имеет площадь 575 тыс. кв. м и 17 причалов общей длиной более 2 км.

Автомобильный терминал Хайтун занимает территорию 265 тыс. кв. м; длина причального фронта — 250 м. Способен одновременно вместить до 7 тыс. автомобилей.

Миньшэн специализируется на перевалке и хранении зерновых, масляных и кормовых сельскохозяйственных культур. Площадь — 174 тыс. кв. м; функционируют 4 причала общей длиной 750 м. 

Гунцин расположен в нижнем течении Хуанпу, специализируется на перевалке руды, сыпучих и сборных грузов. Общая длина причалов — 800 м. 

Гаоянлу расположен в нижнем течении Хуанпу, специализируется на перевалке навалочных грузов.

Синьхуа специализируется на перевалке сыпучих удобрений и металлоизделий.

Дунчан расположен в среднем течении Хуанпу, на ее восточном берегу; специализация — навалочные грузы.

Григорий Волчек