29 ноября 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал закон о внесении поправок в Налоговый кодекс. Поправки предусматривают существенное увеличение акцизов на моторное топливо в ближайшие годы. С нового года акциз на бензин класса 3 («Евро-3») вырастет до 7382 руб./т, что на 30% превышает нынешний уровень. В последующие годы рост ставок продолжится — 9750 руб./т в 2013 году (+32%), 10725 руб./т в 2014 году (+10%). И это при том, что в текущем году относительно предыдущего акцизы на бензин подскочили сразу на 42%!
Автолюбителям привычнее ориентироваться в ценах не за тонну бензина, а за литр. В пересчёте на литр в следующем году акциз составит 6,06 рубля, в 2014 году — 8,25 рубля. Поскольку акциз поднимает добавленную стоимость товара, то автоматически увеличится размер НДС, так что к указанным ставкам следует прибавить ещё 18%.
Приведённые выше цифры и слова можно было бы, пожалуй, заменить одной фразой — «цены на бензин будут расти». Причём эта тенденция будет наблюдаться вне зависимости от поведения мирового рынка нефти. Кроме акцизов, производители топлива платят другие налоги, так что в сумме доля различных платежей в бюджет превышает половину цены топлива. К тому же постоянно растут тарифы на трубопроводный и железнодорожный транспорт, дорожает электроэнергия. В себестоимости топлива на сырую нефть приходится относительно небольшая величина. Получается, что если бы нефть доставалась бесплатно и нефтяные компании отказались от получения прибыли, цены на топливо всё равно бы увеличивались, потому что это не перекрыло бы влияние перечисленных выше факторов.
Это объясняет, почему активные действия государственных органов, направленные на снижение топливных цен, имеют минимальный результат. Какое бы давление не было оказано на нефтяные компании, их возможности по снижению розничных цен сильно ограничены высокой долей налогов и акцизов в цене бензина.
Аналогичная ситуация наблюдается на рынке дизельного топлива. В текущем году акциз увеличился сразу на 109%, в следующие годы ставки тоже будут расти впечатляющими темпами. С 2012 года прибавка составит 53%, что, безусловно, окажет непосредственное влияние на ценники, вывешенные на АЗС.
С текущего года ставки акцизов находятся в зависимости от экологического класса топлива. Производители качественного топлива платят меньше, чем те, кто использует устаревшие технологии. Предполагается, что дифференциация акцизов должна способствовать сокращению выпуска экологически вредных сортов бензина и дизтоплива. Подобная мера экономического стимулирования модернизации НПЗ выглядит вполне оправданной и может оказаться эффективнее, чем административные решение.
Вместе с тем, вызывает удивление тот факт, что в принятых Госдумой поправках к Налоговому кодексу ставка акцизов на бензина класса 2 прописаны на период до 2014 года.
Согласно действующему Техническому регламенту производство бензина класса 2 должно прекратиться до 31 декабря 2012 года. Уже сейчас выпуск такого бензина сведён к минимуму. К примеру, ЛУКОЙЛ давно уже перешёл на выпуск топлива «Евро-3», выпускает «Евро-4» и даже небольшие партии «Евро-5». Другие компании также подтягиваются к лидеру, поэтому упоминание бензина класса 2 в списке акцизов на 2014 год кажется неуместным.
Не все тенденции топливного рынка России вызывают пессимистическое настроение. Одно из главных достижений отечественных нефтяных компаний — значительное улучшение качества выпускаемой продукции. Странам Европы потребовалось порядка 15 лет для того, чтобы перейти на нормы Евро-5, Россия планирует пройти этот путь вдвое быстрее. Современные автомобили требуют заправки качественным топливом, поэтому у нефтяных компаний нет другого выхода, кроме как модернизировать НПЗ ускоренными темпами.
За бензин в ближайшие годы потребителям придётся платить больше, но и качество продукции будет соответствовать высоким стандартам, аналогичным тем, что действуют в Европе.
(Фото: Getty Images)