В материалах «Жемчужина у моря» и «Жемчужина у моря 2.0» было подробно рассказано о черноморских портах, в разное время лидировавших в СССР по нефтеэкспорту — Батуми и Одессе. Сегодняшний материал — об еще одном важнейшем «окне в Европу» для советской нефти.

Вольный ганзейский город

Первые письменные свидетельства о Вентспилсском порте относятся к 1263 году, когда тевтонские крестоносцы возвели крепость у устья реки Винды (Венты) и построили первый причал для торговых судов и замок (собственно, латышское название Ventspils и означает «замок на Венте»). В 1378 году Вентспилс, называвшийся тогда Виндау, получил статус города и вскоре присоединился к Ганзе, торговому союзу,объединившему северонемецкие, скандинавские и прибалтийские «вольные порты», имевшие монопольные права по торговле основными товарами.

В 1561 году город вошел в состав Курляндского герцогства, а через сто лет, во времена правления Якоба фон Кеттлера, достиг наивысшего расцвета и стал в герцогстве ведущим портом и центром судостроения и промышленности. Увы, в конце XXVII века город и порт пришли в упадок.

Статус стратегически важного транспортного центра начал возвращаться к Виндау в 1795 году, когда Курляндское герцогство вошло в состав Российской империи в качестве Курляндской губернии. Большинство принадлежащих России портов Балтийского моря зимой замерзали почти на полгода, из-за чего возрастал интерес к незамерзающему порту Виндау, изменившего название на русифицированное Виндава. Соответственно, импорт и экспорт российских товаров в страны Западной Европы через Виндаву значительно вырос.

В конце XIX века в порту развернулась огромная стройка — были возведены новые причалы, молы, склады, погреба, а также уникальный для того времени мощный зерновой элеватор с зерносушилкой. Вскоре город первым из балтийских портов был соединен железной дорогой с Москвой и Рыбинском. Таким образом, Виндава, обогнав соседей — Либаву (Лиепая), Ригу и Ревель (Таллин) — стала, наряду с Санкт-Петербургом, крупнейшим балтийским портом Российской империи. О значимости города-порта говорил, в частности, тот факт, что железнодорожное направление, ведущее из Москвы на северо-запад и соответствующий вокзал назывались Виндавскими (теперь они Рижские).

После Первой Мировой войны Вентспилс, получивший в независимой Латвии латышское название, утратил свои позиции. Во время Второй Мировой войны город и порт были сильно разрушены — немцы прочно укрепились на этой позиции, и так называемый «Виндавский котел» был ликвидирован уже после полной капитуляции Германии — 10 мая 1945 года. В восстановленном порту, в основном, переваливали лесоматериалы; объемы отгрузки существенно уступали уровню полувековой давности.

«Серебряный призер»

В середине 50-х годов в связи с запуском в эксплуатацию крупнейших месторождений Волго-Уральской нефтегазоносной провинции в Советском Союзе был сформирован мощный экспортный потенциал энергоресурсов. На этом фоне было принято решение развивать Вентспилс как один из главных портов СССР, специализирующихся наэкспорте нефти и нефтепродуктов. В связи с этим была существенно модернизирована инфраструктура города и порта: построены подъездные дороги, грузовые базы и склады, обеспечено стабильное электроснабжение. 

Кроме того, в Вентспилсе был сооружен припортовый завод — один из крупнейших перевалочных терминалов жидких химических веществ и аммиака, а затем и калийной соли. А в плане нефтеэкспорта принципиальное значение имело строительство двух 517-километровых трубопроводов Полоцк — Вентспилс — нефтепровода мощностью 16 млн тонн в год и нефтепродуктопровода с объемом прокачки 6 млн тонн в год. Так Вентспилсская гавань была подключена к стратегическому нефтяному транзиту.

Соответственно, к моменту распада СССР Вентспилс отправлял на экспорт около 27 млн тонн наливных грузов и по показателям нефтеэкспорта уверенно занимал второе место в стране после Новороссийска.

Взлет и падение

В независимой Латвии значение Вентспилса выросло, поскольку его портовые терминалы были одними из немногих предприятий страны, обеспечивавших конкурентоспособность на мировом рынке и стабильную валютную выручку. Как следствие, во второй половине 90-х годов началась очередная масштабная реконструкция и модернизация Вентспилсского порта — углубление портовой акватории и русла реки Венты, обновление гидротехнических сооружений, строительство новых причалов.

Параллельно создавались благоприятные правовые условия для ведения эффективного стивидорного бизнеса: в 1997 году Вентспилс получил статус специальной экономической зоны, предусматривавший предоставление грузоотправителям существенных налоговых льгот. 

В 1998 году было завершено углубление акватории порта в районе нефтяных терминалов до 17,5 метров, что позволило обслуживать танкеры типа Aframax дедвейтом до 150 тыс. тонн. 

В 2001 году Вентспилс вышел на пик перевалки наливных грузов — 30 млн тонн в год, но сразу же после этого начался ощутимый спад в связи с тем, что Россия построила Балтийскую трубопроводную систему и переориентировала свой нефтеэкспортный поток в порты Приморск и Усть-Луга. Нефтепровод Полоцк-Вентспилс «обсох» и был демонтирован, перспективы огромного Вентспилсского порта, занимающего территорию около 2,5 тыс. гектаров, стали весьма туманными. 

Порт, технопарк, пляж

Тем не менее, предприимчивые вентспилцы сохранили свою рыночную нишу в нефтянке, в основном, за счет нефтепродуктов и жидкого аммиака. Конечно, объемы перевалки наливных грузов через латвийскую гавань существенно снизились (втрое — до 10 млн тонн в год), но общий грузооборот Вентспилсского порта остался достаточно стабильным за счет роста перевалки навалочных и генеральных грузов — угля, металлов, минеральных удобрений, лесоматериалов, зерна и контейнеров. 

Сработала и программа диверсификации вентспилсского бизнеса — в свободной экономической зоне вырос крупный технопарк с десятками предприятий, работающими в сфере ИТ, телекоммуникаций, электроники, машиностроения, промышленной автоматизации, компьютерного дизайна, космических технологий, и т.д. Кроме того, в городе активно развивается туризм, чему способствует обширный песчаный пляж и море, неплохо прогревающееся к середине лета. 

Но вернемся к нефтяным делам. Сегодня в нефтяной гавани Вентспилса работают 9 причалов с глубиной от 11,5 до 17,5 метров. Их эксплуатируют три специализированные стивидорные компании, переваливающие нефть, светлые и темные нефтепродукты — Ventspils Nafta, VentBunkers и Ventall Terminals, а также VentaMoniaks, управляющая крупнейшим на Балтике терминалом для хранения и отгрузки жидкого аммиака и других жидких химических продуктов.

Григорий Волчек