«Удобные флаги»

Аристотель (Ари) Онассис родился в 1906 году в турецком городе Смирна, в патриархальной и зажиточной семье. В 1923 году в ходе военного конфликта между Грецией и Турцией греческое население Смирны подверглось массовым репрессиям, и 17-летний Ари сбежал и из города, и из страны, причем очень далеко — в Аргентину. Здесь он осел в столице — Буэнос-Айрес, где начал работать посыльным, разносчиком, мойщиком посуды, электромонтером и телефонным оператором. Дежуря по ночам на коммутаторе, а днем торгуя фруктами вразнос, Ари спал по четыре часа в сутки, но зато отлично выучил английский язык и приобрел завидную деловую хватку.

В 1926 году 20-летний Ари создал свою первую компанию — фирму по импорту табака, а через три года заработал свой первый миллион долларов. Казалось бы, все идет отлично, но молодой миллионер не планировал расширять успешный табачный бизнес — Ари как истинного эллина влекло море.

В 1932 году на фоне Великой депрессии начинающий судовладелец приобрел 6 современных сухогрузов за 120 тыс. долларов — в сто раз дешевле их докризисной цены! Практически сразу же Онассис, прозорливо увидев коммерческие перспективы нефтетрафика, адаптировал свой флот под танкерные перевозки. Судоходная компания Ари открыла офисы в Нью-Йорке, Лондоне и Буэнос-Айресе и освоила сеть межконтинентальных маршрутов, самым выгодным из которых стал рейс Сан-Франциско — Иокогама. 

Все свои корабли Онассис зарегистрировал в Панаме, сделав выбор «удобных флагов» традицией морского грузового судоходства. Позднее Ари регистрировал корабли в Аргентине, ставшей его «второй родиной», и ряде других государств, где было меньше бумажной волокиты и больше льгот для судовладельцев. 

В 1935 году Онассис начал строить флот самостоятельно, заложив сразу три танкера с солидным по тем временам водоизмещением 15 тыс. тонн каждый. Заказ был размещен на шведской верфи, принадлежавшей Ингевальду Брюлю, отцу белокурой красавицы Ингеборги, с которой у Ари был пылкий роман. Следующим этапом процесса была покупка верфи в шведском городе Гетеборг. 

Таким образом, к началу Второй Мировой войны 33-летний Ари, которого и друзья, и коллеги, и конкуренты называли «Греком» (он не обижался) стал весьма заметным нефтеперевозчиком и корабелом.

Классика фрахта

Во время войны часть своих судов Ари сдал в аренду правительствам Англии и США, а другую часть приспособил под поставку военных грузов и топлива для нужд воюющих армий и оборонной промышленности. Как ни странно, за всю войну Онассис не потерял ни одного корабля, что стало предметом специального расследования ФБР по подозрению в даче взяток немецким адмиралам; никакого компромата на Ари следствие не нашло.

После войны в ходе конверсии военного имущества Онассис купил у американского правительства 16 военно-транспортных кораблей типа Liberty и 4 танкера типа Т2. Это позволило подписать эксклюзивный контракт на перевозку нефти с одной из крупнейших нефтяных компаний мира — Socony Vacuum Oil («осколок» Standard Oil; впоследствии переименована в Mobil и поглощена Exxon). «Изюминкой» контракта стало то, что перевозчик обязывался оплачивать вынужденные простои и ремонтные работы продолжительностью до трех месяцев (длительные ремонты оплачивали страховые компании). По образцу контракта с Socony Ари подписал еще несколько аналогичных договоров с другими крупными нефтедобытчиками.

Параллельно шло наращивание флота — в течение первой послевоенной пятилетки Онассис увеличил свое пароходство до 70 кораблей, став крупнейшим в мире морским перевозчиком нефти. Большинство своих новых кораблей Ари строил на верфях Киля и Гамбурга — наряду с традиционно высоким качеством и развитыми судостроительными компетенциями у немцев была дешевая рабочая сила и значительные субсидии, получаемые по «плану Маршалла». На модернизацию флота Онассис направил 100 млн долларов — по тем временам огромные деньги. 

Все хорошо было и на семейном фронте — Ари остепенился, женился на американке Афине (Тине) Ливанос; у супругов родились сын Александр и дочь Кристина. 

Александр Онассис, Тина Ливанос, Кристиина Онассис, Аристотель Онассис

В 1954 году Онассис решился на авантюру — через голову американцев договорился с новым королем Саудовской Аравии Саудом ибн Абдельазизом о монопольной перевозке экспортной нефти, добываемой совместной нефтяной  компанией Aramco. Тем самым Ари «замахнулся на святое» — попытался перераспределить финансовые потоки, генерируемые в самой крупной, перспективной и высокорентабельной нефтяной провинции мира. 

Сауд ибн Абдельазиз

Реакция американцев была быстрой и жесткой: ФБР провело расследование и обвинило Онассиса в нарушении федеральных законов США при использовании «удобных флагов». Ари намек понял — заплатил штраф в размере 7 млн долларов и закрыл саудовский проект. 

Суша, море и воздух

В 50-е годы Онассис, достигший пика своего танкерного могущества, несколько раз отвлекался на «непрофильные» проекты. В частности, он купил контрольный пакет Societe des Bains de Mer (SBM), старейшей курортной организации мира, владевшей элитными виллами, отелями, пляжами, ресторанами, казино и другими развлекательными заведениями в Монако. Эта сделка разозлила правителя мини-государства, князя Ренье, который хотел развивать курорт для среднего класса, притом что Онассис ориентировался на богачей. В итоге Ренье вынудил Ари продать акции SBM. 

Еще более неудачным стал китобойный проект Онассиса — компания Olympic Whaling, для которой Ари переоборудовал танкер Herman Whiton, а также выделил еще 17 больших и малых кораблей. Закончилась эта затея плачевно: в 1954 году китобойная флотилия Онассиса без спросу зашла в территориальные воды Перу, после чего была обстреляна перуанским ВМФ и арестована. Когда скандал был улажен, Ари продал свой китобойный бизнес японцам и… создал организацию по защите морской фауны. 

В 1957 году, не прощаясь с морем, Онассис начал осваивать новую стихию — воздушную: взял под свое управление на 20 лет греческую национальную  авиакомпанию Olympic Airways. Этот проект был значительно удачнее предыдущих — Ари существенно улучшил сервис, увеличил авиапарк, усовершенствовал техническую и учебную базу, модернизировал Афинский международный аэропорт «Элиникон», расширил маршрутную сеть, охватившую, помимо всей Европы, США, Канаду, Южную Америку, Северную Африку и Ближний Восток. 

В 1967 году в результате военного переворота в Греции к власти пришла хунта «черных полковников». Ари, находившийся в хороших отношениях с главой хунты Георгиосом Пападопулосом, стал ключевой фигурой в греческой экономике и политике (ему даже прочили кресло премьер-министра или президента) и подготовил план масштабных инвестиций в греческую промышленность, включая, конечно же, нефтянку и морской грузовой транспорт. По невыясненным причинам этот план так и остался на бумаге.

«Супертанкеры»

Аристотель Онассис и Мария Каллас

Бурные 50-е завершились для Ари резкими изменениями в личной жизни — он развелся с Тиной Ливанос и сошелся с оперной дивой Марией Каллас, американкой греческого происхождения. Роман с Каллас, активно муссировавшийся «желтой прессой», длился почти 10 лет, вплоть до 1968 года, когда произошла главная светская сенсация того времени — Онассис женился на Жаклин Кеннеди, вдове американского президента Джона Кеннеди, убитого пятью годами ранее.

На свадьбу Ари подарил супруге солидный ювелирный комплект — бриллиантовый сет с надписью «JILY» (Jacqueline, I love you), бриллиантовое обручальное кольцо в 40 каратов и золотые украшения с крупными рубинами и сапфирами. Брачный договор госпожи Кеннеди-Онассис тоже впечатлял — 3 млн долларов плюс по 1 млн долларов для ее детей, Кэролайн и Джона. В случае смерти супруга или развода с ним Жаклин должна была получать ежегодно по 200 тыс. долларов. Этот контракт Онассис прокомментировал так: «На эти деньги можно купить танкер, но за танкер пришлось бы еще платить страховку». С той поры в нью-йоркском офисе Ари его супругу называли «супертанкером».

Аристотель Онассис и Жаклин Кеннеди

Был в обширном хозяйстве Онассиса и еще один «супертанкер» — яхта Christina (названа в честь дочери), переоборудованная из английского военного фрегата Stormont, и ставшая для Ари и домом, и офисом. Обычно непритязательный в быту, на яхту Онассис денег не жалел: на корабле были балюстрады из ляпис-лазури, золотые краны и ручки, бассейн с искусной мозаикой, ванны из розового мрамора. Рабочий кабинет Ари украшали подлинники Эль Греко и древная статуя Будды. На яхте, которую обслуживал штат из 60 человек, бывали звезды первой величины — от Уинстона Черчилля и Конрада Аденауэра до Греты Гарбо и Элизабет Тейлор. 

Конец империи


Семидесятые годы стали для Онассиса настоящим кошмаром. В 1971 году 20-летняя Кристина, одна из самых богатых невест мира, против воли отца вышла замуж за дважды разведенного 48-летнего плейбоя Джозефа Болкера. Два года спустя в авиакатастрофе погиб Александр, единственный сын и наследник Ари. Еще через год от передозировки транквилизаторов умерла Тина Ливанос, первая жена Онассиса. 

На следующий год пришел черед и самого Ари — он умер от приступа миастении в марте 1975 года в возрасте 69 лет. Смерть настигла вечного странника в Париже; похоронили Аристотеля, сына Пенелопы и Сократа Онассисов, на греческом острове Скорпиос в Ионическом море. 

Состояние Онассиса, включая танкерный флот и элитную недвижимость, оценивалось как минимум в 1 млрд долларов. Согласно завещанию, главной наследницей стала Кристина. Жаклин Кеннеди-Онассис согласилась на 26 млн долларов отступных, не облагаемых налогом. 

Кристина Онассис и Сергей Каузов

Кристина вела бурную жизнь (она еще трижды выходила замуж; одним из ее супругов был советский гражданин, сотрудник «Совфрахта» Сергей Каузов) и умерла при невыясненных обстоятельствах в 1988 году в возрасте 37 лет; наследницей гигантского состояния стала ее дочь, трехлетняя Афина. Опекуны Афины по понятным причинам предпочли монетизировать хлопотный, волатильный и остроконкурентный бизнес, и «танкерная империя» Онассиса перестала существовать. Sic transit gloria mundi.

Григорий Волчек