ЛУКОЙЛ рассматривает возможность продажи своего нефтетрейдингового подразделения Litasco, планирует принять решение по этому вопросу в ноябре. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на заявление главы компании Вагита Алекперова.

«Мы сейчас рассматриваем все наши зарубежные активы с целью оптимизации. В последние два года мы уже частично продаем, поэтому идет реструктуризация. Litasco сегодня у нас непрофильный актив, потому что уже больше половины товара идет от третьих лиц. Поэтому сегодня большие оборотные средства требуются. И мы рассматриваем вариант, чтобы дистанцировать этот актив за пределы группы. Менеджмент изъявляет такое желание, ряд инвесторов», — сказа Алекперов.

Как сообщил агентству Reuters источник на рынке, причиной продажи актива являются санкции США. «Санкции — одна из причин, подтолкнувшая компанию к продаже. Продажа также поможет привлечь значительную часть оборотного капитала от торговой деятельности к российским проектам разведки и добычи в России», — сообщает источник.

Однако глава ЛУКОЙЛа эту информацию опровергает. Он заверил, что продажа Litasco не связана с ужесточением мер против России со стороны США. «Я бы не сказал, что это связано с санкциями, хотя нашей компании достаточно сложно привлекать внешнее финансирование, а торговые операции требуют достаточно большого оборотного капитала», — сказал Вагит Алекперов.

Кому может быть продан актив, пока не ясно. Источник, близкий к Litasco, заявляет, что крупным зарубежным трейдинговым компаниям этот проект вообще не интересен. По его мнению, компания представляет собой систему заключенных контрактов на поставку нефти и нефтепродуктов, которые имеют свой срок окончания, и штат персонала, который может уйти при смене собственника.

«Трейдеры из числа мейджоров работают по собственной системе, им могут быть интересны только логистические активы, которые обычно не принадлежат напрямую трейдинговым структурам добывающих компаний», — считает источник. По его мнению, потенциальными покупателями Litasco могли бы стать добывающие компании, не имеющие своих трейдинговых активов (как «Роснефть») или сами совладельцы ЛУКОЙЛа через сторонние компании.

Екатерина Родина из «ВТБ Капитала» отмечает, что Litasco — наиболее крупный и известный из собственный трейдеров российских нефтекомпаний, бизнес которого не ограничивается операциями с ЛУКОЙЛом. По ее словам, если все-таки ЛУКОЙЛ решит продать актив, важно, как будет структурирована сделка, сколько средств на данный момент находится на балансе трейдера и предоставит ли ЛУКОЙЛ новому владельцу гарантии сохранения продаж нефти через Litasco. По мнению эксперта, при правильной конфигурации сделки на Litasco найдутся претенденты, так как это работающий бизнес. При этом, как отмечает Родина, продажа трейдера теоретически могла бы позитивно сказаться на эффективности продаж ЛУКОЙЛа. Эксперт поясняет, что с выводом трейдера за периметр группы у ЛУКОЙЛа будет больше вариантов реализации своей нефти.

Продажа портфеля активов с целью оптимизации — это нормальная практика, по мнению аналитика «Атона» Александра Корнилова. «Меняется конъюнктура рынка и компания понимает, что часть приобретавшихся активов не достигла своих целей и от них можно избавиться», — говорит аналитик.

При этом он не берется оценивать стоимость Litasco. «Оценить Litasco сложно, так как компания не раскрывает финансовые показатели», — говорит Корнилов. «Litasco играла важную роль для ЛУКОЙЛа, но компания сможет без проблем перестроиться на продажу нефти внешним трейдерам — Glencore или Trafigura», — считает он.

По словам старшего аналитика «Брокеркредитсервис Глобал Маркетс» Кирилла Таченникова, стоимость 100% акций Litasco можно оценить в $2 — 3 млрд в зависимости от рентабельности бизнеса. Он считает, что в случае продажи этого актива новый покупатель будет заинтересован продолжать реализовывать нефть ЛУКОЙЛа на экспорт, что не должно привести к трудностям с реализацией нефти добывающей компанией. Эксперт полагает, что вырученные средства ЛУКОЙЛ может направить на проекты в Иране и Узбекистане, а также на дивиденды.

Кристина Кузнецова