shutterstock_233498950Игроки на нефтяном рынке устали от тотального пессимизма. Устали настолько, что готовы воспринимать любые позитивные, пусть и непроверенные заявления, как сигнал к росту. В результате нефть активно росла всю неделю. И это при росте запасов в США и добычи странами OPEC. Хватит ли такого оптимизма, чтобы вернуть нефть хотя бы на ступеньку $60 за баррель?

Ситуация на мировом нефтяном рынке напоминает затишье перед бурей. Все тихо, спокойно, танкеры идут куда надо, буровые работают, трейдеры пытаются поймать удачу за хвост, а аналитики — предсказать дальнейшие скачки цен. Последняя неделя пролила бальзам на рану нефтяных компаний: нефть стабильно росла, Brent преодолела рубеж $35 долларов за баррель.

Героем недели многие аналитики назвали министра энергетики России Александра Новака. Так, он заявил, что Саудовская Аравия на предыдущих встречах стран-членов организации импортеров нефти (OPEC) предлагала добывающим странам снизить добычу нефти на 5%.  Он добавил, что на возможной встрече OPEC в феврале, в которой Россия готова принять участие, снижение добычи станет главной темой обсуждения. Правда, четверо представителей OPEC заявили, что не планируют участвовать ни в какой февральской встрече, о сокращении добычи речь пока что тоже не идет.  Тем не менее, даже намек на некое возможное взаимодействие (даже не сотрудничество!) России с OPEC поддержал рост нефти. Даже заявление вице-премьера России Аркадия Дворковича о том, что «цены будут на сверхнизком уровне в течение года», не лишило оптимизма игроков на рынке. Были проигнорированы возросшие (+1,73%) коммерческие запасы в Штатах — до 494,9 млн баррелей. Даже фактор Ирана не сыграл своей роли.

Тем временем OPEC продолжает наращивать добычу. Согласно данным Reuters, в январе 2016 года члены организации суммарно добывали 32,6 млн баррелей в сутки против 32,31 млн баррелей в сутки в декабре предыдущего года. Тот же Ирак готов увеличить добычу на 400 тыс. баррелей в сутки, таким образом увеличив ее до более чем 4 млн баррелей в сутки. При себестоимости добычи в $10 за баррель (как в Иране), иракская нефть более чем конкурентоспособна. Не собирается сокращать свою добычу и Саудовская Аравия. Получается, что восточное нефтяное трио (Ирак, Иран, саудиты) продолжит войну за долю на рынке во что бы то ни стало.

Есть еще один немаловажный нюанс. Сегодня нефтедобывающие компании Ближнего Востока предлагают нефть с существенным дисконтом. Так, Иран дает европейским покупателям скидку более $4 за баррель на Iranian Light и почти $7 за баррель — на Iranian Heavy. Это необходимо, чтобы выжить, защитить и увеличить свою долю на рынке. Если цены на нефть продолжат рост, скидка будет падать. Плюс начнут увеличивать добычу те компании, которым невыгодна добыча при $30 за баррель, а вот при $40 за баррель уже будет прибыль. Так что сегодня никто не готов делать ставки на скорейший рост нефти до $60 за баррель.

Другое дело, что стратегия Саудовской Аравии по выживанию конкурентов с рынка хоть и неспешно, но приносит свои плоды. Один из главных инструментов американских сланцевых компаний — хеджирование — становится все более труднодоступным. Так, согласно отчету IHS Energy, компании захеджировали только 15% объемов добычи нефти и газа. Больше всего объемов — 47% — застраховали мелкие компании, по цене $74,31 за баррель. Объемы страховки сильно просели — нет денег. «Для большинства компаний сектора 2016 год будет еще одним тяжелым годом. Падение прибыли приводит к ухудшению платежного баланса и росту финансового давления», — говорит аналитик HIS Energy Пол О’Доннел. При сохранении низких ценах на нефть далеко не все смогут протянуть до конца года.

Михаил Воронов